Знаки Ак-Астана-баба – «женская» и «мужская» пара? *** Signs the Ak-astana-baba – «female» and «man’s» pair?

Продолжая тему искусства средневековой Средней Азии, выкладываю статью под названием
«Знаки Ак-Астана-баба – «женская» и «мужская» пара?» Автор Алексей Арапов, прочитанную на maytashkent.uz

Ценность данной статьи в том, что идёт живое обсуждение данной темы. А как известно в споре рождается истина. Думаю, любителям старины будет интересно прочесть данный пост. Спасибо Алексею Арапову и Евгению Скляревскому.

В адрес автора блога поступил e-mail от Давыдова С.С. по поводу интерпретации знаковых символов на исламском мавзолее Ак-Астана-баба (юг Узбекистана), датируемых X-XI вв.
Поскольку эта тема интересна более широкому кругу, то автор счел возможным дать ответ в открытом режиме настоящего блога.

Уважаемый Алексей Валентинович,
случайно попал на Ваш сайт http://www.alexarapov.narod.ru и с удовольствие обнаружил для себя много интересных публикаций.

Вопрос «мужских» (http://www.alexarapov.narod.ru/znak/zn03.html) и «женских» (http://www.alexarapov.narod.ru/znak/zn04.html) знаков – очень интересная тема и у нее имеется серьезная этико-религиозная подоплека. Меня она также интересует так как я давно пытаюсь отслеживать все моменты мусульманского изобразительного искусства связанные с контекстом.

Вот только из Ваших статей я не понял каким образом Вы идентифицировали одну и вторую розетку как «мужскую» и «женскую». В центре обеих композиций изображена (если это не поздняя реставрационная доделка) именно правая вихревая розетка. А вот направление плетений принципиально разнятся. Именно в плетениях действительно одна розетка имеет черты «правой» («мужской»), а другая «левой» («женской»). Но у Вас в текстах я не нашел указания на это обстоятельство и потому не понял по какому принципу были идентифицированы розетки.

Если это было сделано по положению относительно входа, то я бы хотел отметить, что тропность вещь хитрая: когда мы видим на плоскости два объекта, то прочтение «верх-низ» или «право-лево» очевидно. Но вот когда между ними имеется некий третий объект (цветок, куст, дерево, «царь» и так далее), а тем более такой значимый сакральный объект, как входной проем («объект перехода»), то точкой отсчета становится именно этот «центральный» объект (в Европе такие композиции называют «геральдическими») и с этого момента левая фигура становится правой (по отношению к смысловому и геометрическому (композиционному) центру), а правая левой.

Если я Вас не правильно понял, то не будете ли Вы любезны разъяснить мне этот момент и, если моя просьба не покажется Вам нескромной, выслать мне фотографию портала с обеими розетками в целом.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей Сергеевич Давыдов

Уважаемый Сергей Сергеевич!

Примите извинения, что не смог сразу ответить на Ваш запрос, а также за то, что без Вашего согласия даю ответ в открытом формате. Но поднятая Вами тема действительно очень интересна и заслуживает обсуждения.
Для удобства открытого диалога привожу здесь общую фотографию мавзолея (вверху), а также фотографии каждого знака (снизу) по отдельности (съемки 2001 г.).

Описание знаков и их предварительная интерпретация была дана в совместных публикациях 2002 г. с Булатовым М.С. и Туйчиевой Ю.Г.
1. Космограммы Ак-Астана-Баба // журнал «Архитектура и строительство Узбекистана». – Ташкент, 2002, № 1, C.22-25,
2. Забытый «язык символов» Ак-Астана-Баба (на узб., рус. и англ.яз) // журнал «Moziydan Sado (Эхо истории)». – Ташкент, 2002, № 2 (14), C.12-15,
3. Космограммы ранних исламских мавзолеев (на рус. и англ. яз.)// Ежегодное издание Московского отделения. Международной Академии Архитектуры. – М., 2002, С.120-125,
а также в самостоятельной авторской публикации
4. Буддийские мандалы и символика Саманидов (на узб., рус. и англ.яз) // журнал «San’at (Искусство)» . – Ташкент, 2002, № 2–3, С.12-16

Содержание этих статей представлено на сайтах www.alexarapov.narod.ru, а также www.arapov.globalnet.uz.

а) Исходная позиция в интерпретации пары знаков – представление о том, что перед нами космограммы, «прочтение» которых возможно путем аналогий с «прочтением» синхронных по времени рождения классических (круглых) буддийских мандал. Использование этого «языка» позволяет «увидеть» мандалу-космограмму в знаке на портале мавзолея Саманидов(та же знаковая композиция обнаружена автором на потолках пещерных буддийских храмов Дуньхуана (северный Китай) и Бамиана (Афганистан)).

Знаки на портале мавзолея Саманидов
(X в., Бухара)

Правый знак Ак-Астана-баба дает близкую к классической мандале версию мироустройства. Связь Жизни с космической энергией Солнца, выражаемой в мандале цветком в квадрате, в знаке Ак-Астана-баба отражена спиралеобразным растением с точками-спорам внутри Солнца (наличие «спор» – мужской признак). В Ак-Астана-баба появляется еще один древний восточный знак – спираль, символизирующая вечное изменение, круговорот и возрождение Жизни.

Символогию природного мира, как и квадратная мандала Саманидов, выражает левый знак Ак-Астана-баба. Место круглого женского начала здесь занимает композиция из Солнца и вписанного спиралеподобного Растения. Идея распространения Жизни в пространстве передана двумя кругами «ростков», где формы во внешнем круге проще, чем во внутреннем (отсуствие «спор» и эманация форм жизни – женский признак).

Знак мавзолея Саманидов (квадратная мандала) и
монета амира Мансура ибн Нуха (классическая круглая мандала)

Квадратная мандала Саманидов (Дуньхуана и Бамиана), наряду с левым знаком Ак-Астана-баба, воплощает «женский», созидательный, жизнетворящий знак.

Классическая мандала с приоритетом круга, как и правый знак Ак-Астана-баба, выступает «мужским» знаком. Это соответствует семантике круга как символа Неба, представляемого на Востоке мужским божеством, «оплодотворяющим» Землю–Квадрат.

Построение дуальной композиции таких сложных знаков соответствует, на наш взгляд, религиозно-философской концепции, об основопологающей космической роли женского и мужского начала (в китайской-дальневосточной интерпретации – «инь» и «янь») в мироустройстве.

б) В свою очередь, Сергей Сергеевич, было бы интересно узнать – как Вы идентифицируете «пол» розеточных знаков по характеру плетений?

С искренним уважением,
Арапов Алексей Валентинович

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *