Роден Огюст
C первобытных времен человек ваял руками маленькие cтатуэтки , обнаруженные в древних стойбищах и которые, без сомнения, можно отнести к скульптуре. Потом были скульптуры Египта, Месопотамии, Китая и Индии, скульптуры Античности, которые отображали идолов (остров Пасхи) и богов. Лишь Эпоха Возрождения, а затем дальнейшая история изобразительного искусства даёт нам возможность увидеть, как мастера скульптуры своим мастерством и талантом могли передать движение и чувства переживания, скорьби и любви в героях своих произведений.
Работами Огюста Родена мне хочется открыть рубрику «Скульптура»
Дом №77 на рю де Варенн — старый особняк в глубине тенистого сада. Над ним гордо возвышается купол собора Инвалидов, памятника военному могуществу Франции короля-солнца, ставшего усыпальницей Наполеона. Известен этот дом как отель Бирона. По имени маршала владевшего им в середине XVII столетия. Ныне здесь один из самых известных музеев Франции. Четвертый по популярности. В ней он уступает лишь Лувру, Версалю и ДОрсэ. Это Музей великого скульптора Франции Огюста Родена. Последние годы своей жизни провел он в этом доме. Здесь через 2 года после смерти художника, в 1919 году, был открыт музей. Статуи, рисунки, фотографии, документы. Богатейшее собрание произведений Родена.
Темная бронза и светлый мрамор. «Мыслитель», взирающий с высоты постамента на наш изменчивый мир и посетителей которые предпочитают фотографироваться именно с ним, в память о посещении музея. Когда-то он был «Поэтом». Когда скульптор впервые вылепил сгорбленную фигуру для «Врат Ада». Почти 30 лет мастер работал над порталом для Музея декоративного искусства. И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним. Они обретали независимость, меняли названия. Рок, фатум преследуют его героев. Борьба окончится трагедией. Однако, если подойти к вратам, стоящим в саду особняка на рю де Варен, они сразу будут узнаны в фантасмагории фигур Ада Данте. «Три тени» , «Ева« «Поцелуй» Здесь же в парке «Граждане Кале» , герои драмы уже не литературной, а исторической, проходят свой скорбный путь. В тени деревьев, завернувшись в плащ, исполненный знания силы своего пера и собственной физической монументальности, напоминающей об изображениях Вакха кисти Рубенса, стоит Бальзак .
Для Родена скульптура начиналась с безупречного знания человеческого тела. Он беспрестанно совершенствовал свои знания о нем. Мужчины и женщины, его натурщики скользят по мастерской, иногда замирая. Мастер со стенографической скоростью фиксирует происходящее. Он верил — настоящее искусство всегда искреннее. Оно не знает фальши и театральных поз. И платил натурщикам, дабы в его мастерской они вели себя свободно и естественно. Интересовала его и еще одна проблема взаимодействия тела, скульптуры и света. Как свет будет скользить по поверхности? Как ее цвет будет влиять на общее впечатление? Вопросы эти занимали его почти столь же сильно, как и создание правдоподобной, жизненной формы. Возможно, такой интерес к цвету и свету можно объяснить юношеской мечтой, стать живописцем. Тогда его влекли Тициан, и Рембрандт. Но, увы, юноша Роден был беден. А карандаши и бумага стоили много дешевле холста и красок. Поэтому он стал копировать статуи в нижних залах Лувра, а не живопись в Большой галерее. Но вскоре он понял — скульптура его призвание. И перестал сожалеть о живописи. Хотя любовь к ней сохранил. Отсюда происходит его пристрастие к бронзе. К ее возможности сохранить трепетные, быстрые, но продуманные прикосновения пальцев скульптора. Так, что небезосновательно его, современника Моне, стали называть импрессионистом скульптуры. Однако его импрессионизм был внешним. Содержание работ роднит скульптора с символистами. С мрамором, хотя многие в первую очередь вспомнят именно мраморы Родена, он работал редко. В камень его работы обычно переводили ученики и подмастерья.
Роден преданно любил мастеров прошлого, как сам советовал другим, желавшим стать служителями Красоты. Любил Античность, Микеланджело и, как ни парадоксально, безымянных мастеров — творцов готических соборов. Он хорошо знал и уважал традиции прошлого, прослыв при этом революционером.
Бронзе отдан сад. Мрамор поселен в светлых залах отеля. В ореоле солнечных лучей предстанет «Поцелуй». Пожалуй, самое знаменитое произведение Родена. Очарование магии слияния тел и слияния душ. «Данаида« — прекрасное тело ее вырастает из камня, как цветок из плодородной почвы Эллады. Рука Бога и Рука дьявола. Прекрасные гибкие тела, рождающиеся в камне (и вопреки академическим канонам факт их родства не скрыт резцом, наоборот оставленные мастером необработанными поверхности камня подчеркивают его), перетекающие друг в друга. За это его критиковали. Вновь обвиняли в связи с бунтовщиками импрессионистами. Утверждать, что ему не хватает способностей закончить работу, никто не смел утверждать. И Роден отстоял право считать работой законченной тогда, когда сам художник решит — его задача исполнена.
Несколько работ великого скульптора: Кентавр , фрагменты «Дверей Ада» , Рука Бога
В порядке следования: Вечный идол. 1889, Бронзовый век.1877, Девушка с розой на шляпе. 1865 — 1870, Вечная весна. 1900, Ромео и Джульетта.1905, Поэт и Муза. 1900.
Илюстрации из Альбома
Музей Родена: http://www.musee-rodin.fr, а так же из http://smallbay.ru
1 комментарий