«Посвящение» в память о Викторе Соседове и Людмиле Мановой *** «Dedication» in memory of Victor Sosedov and Lyudmila Manova
Для просмотра экспозиции «Посвящение» мне впервые не хватило одного просмотра. Так меня захватили портреты, жанровые работы и особенно этюды старого Ташкента. Этюдов такое множество и казалось бы, на первый взгляд, они одинаковы, но каждый этюд несёт колоссальную энергетику и создаётся впечатление, что это машина времени, перенесла зрителя в Ташкент, Узбекистан далёких годов 20-го столетия. Этюд — это первые впечатления художника от увиденного, это то, что впоследствии превращается в картину. А мне вовсе не хотелось расставаться с первыми впечатлениями Виктора Соседова, так мастерски, по-моему, они были написаны.
Пришлось немного поработать над снимками, ведь, они были под стеклом. Не всегда удавалось избавиться от бликов и отражений светильников на стекле . Но всё так и что-то удалось сделать, что бы показать всю красоту этюдов прошлого. Вот почему, публикация поста несколько затянулась.
Виктор Петрович Соседов родился 1929году в Саратовской губернии в крестьянской семье.
С 30-м году семья Соседовых перебирается в Ташкент. Учился в РСХУ им. Бехзада, В Ленинградском Высшем художественно – прикладном училище им. Мухиной. После окончания отделения монументально-декоративной живописи училища работал в Ленинграде. В 1959 г. возвращается в Ташкент.
Тесно общался с Ч. Ахмаровым и У.Тансыкбаевым. С Уралом Тансыкбаевым часто выезжал на этюды. В начале 60-х в Ташкенте вращался в кругу известных ныне художников: Н.Шин, В.Ничаев, В.Жмакин, И.Енин, Т.Оганесов, Н.Пак.
Из пресс-релиза АХУз.
Экспозиция представляет династию живописцев-педагогов — Виктора Соседова, Людмилу Манову и их дочь Эвелину Соседову, которая продолжает сегодня славную семейную традицию. Вся жизнь и творчество этих художников была связана с преподавательской деятельностью: у В.П.Соседова — в Ташкентском театрально-художественном институте, у Людмилы Мановой и Эвелины Соседовой – в Республиканском художественном училище им. П.Бенькова, ныне Республиканском художественном колледже.
На выставке слышал восхищённые отзывы молодых художников, рассматривающих портреты Виктора Соседова, а люди постарше снимались на фоне уже не существующей Кажгарки и пытались распознать места старого Ташкента, разрушенного землетрясением 1966года.
По сути, все представленные в экспозиции произведения – пример подлинного мастерства для нынешнего поколения художников, какой бы жанр или тему они не представляли. Пленэрные этюды и эскизы картин, наброски и студийные постановки, жанровые и исторические полотна, пейзажи, портреты, натюрморты – все они наглядно демонстрируют лучшие традиции реалистической школы, богатство и разнообразие индивидуальных поисков и творческих манер, а также многотрудную миссию художника.
Произведения из фондов Дирекции выставок и авторских коллекций, которые предстоит увидеть зрителю — лишь небольшая крупица того великого национального достояния, что мы помним, чтим и храним.
Л.Кодзаева, искусствовед
Какой художник не пробовал свои силы в жанре обнажённых моделей? Виктор Соседов, не исключение.
И ещё этюды
К сожалению, работ Людмилы Мановой было представлено значительно меньше, чем Виктора Соседова. Выкладываю, то, что удалось отснять.
Прекрасные работы, спасибо, что показали их.
Я тоже из семьи Соседовых. Мой отец и отец Виктора Петровича были двоюродными братьями. Я хорошо помню двор и дом в котором они жили до землетрясения. А потом дядя Петя (отец Виктора Петровича) жил на Чиланзаре,там же , недалеко от сегодняшнего Торгового центра, жил Виктор Петрович с семьей. Те картины, что представлены здесь. я никогда не видела. Но хорошо помню картину, экспонируемую в Музее искусств, посвященную теме войны. Виктор Петрович был очень добрым человеком..Н.В.