Каролинги

КУЛЬТУРА ФРАНКОВ

1.jpgК 5 – 8 столетиям нашей эры, когда на раз­валинах старого Рима возникали варварские государства: остготское (а затем лангобардское) на Апеннин­ском полуострове, королевство вест­готов на Пиринейском полуострове, англо-саксонское королевство в Британии, государство франков на Рейне и другие. Франкский вождь Хлодвиг, принявший христианство, и его преемники (династия Меровингов) расширили границы государст­ва, оттеснили вестготов и вскоре ста­ли гегемонами на территории Запад­ной Европы. Ho франки еще остава­лись настоящими «варварами», об­ществом земледельцев и воинов, не знавших ни роскоши, ни чинопочи­тания, ни придворных церемоний, не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших памятники античной культуры. В то время как византий­ские государи (басилевсы) восседали на золотом троне, окруженном позо­лоченными статуями львов и золо­тыми поющими птицами, короли франков ездили в деревянных повоз­ках, запряженных парой волов, ко­торыми правил пастух. Эти «варвары» сделали большое ис­торическое дело: они омолодили и оживили мир. Было ли у этого «поколения мужей» свое ис­кусство?

2.jpgДа, такое, которое типично для позднеродового строя: орнаментальное прикладное искусство — украшения оружия, сбруи, утвари, одежды в виде металлических пластин, пряжек, подвесок. В замысловатые узоры вплелись изображения сказочных зверей (этот варварский стиль на­зывают звериным, или тератологи­ческим, то есть чудовищным). Когда-то, вероятно, эти вещи играли роль амулетов: мир представлялся не­прерывно длящейся схваткой зверей, демонов, фантастических сил, и воин украшал свои доспехи изображения­ми таинственных врагов, обезвре­женных, превращенных в игруш­ку,— он как бы заставлял их слу­жить себе. И, конечно, ему нравились блеск металла, затейливость узора, кровавые вспышки гранатов и ру­бинов на золотых изделиях. Когда варварские племена объедини­лись в государства и приняли хрис­тианскую религию, их искусство, как и их социальный строй, не мог­ло оставаться прежним. Стали стро­ить каменные церкви — небольшие, грубые, но все же перенимающие план римских базилик. Стали изоб­ражать христианских святых — сна­чала в прежней тератологической манере, погружая их в орнаментальную вязь из переплетенных жгу­тов и причудливых зверей. Не одно столетие прошло, прежде чем средневековая Европа обрела свой собственный ху­дожественный язык. Только в развитую феодальную эпоху воз­никло вполне развитое средневеко­вое искусство, но не случайно в него вошли и прочно в нем удержались элементы народного сознания сво­бодных «варваров»: фольклорные мотивы, языческая фантастика, жи­вотный эпос, любовь к яркой узор-ности, самобытная экспрессия. Это не значит, что в до романское время не было создано замечатель­ных памятников искусства. При Каролингах (VIIIIX вв.), сменив­ших меровингскую династию, воз­никали интереснейшие художест­венные явления, и вообще каролинг­ская эпоха глубоко интересна по своему историческому и историко-культурному значению. Но ее худо­жественные памятники несут печать не устоявшихся и не завершенных поисков. Они разнородны, каждая школа существует сама по себе, в них не чувствуется той уверен­ности, той покоряющей воли, кото­рая обычно излучается произведе­ниями зрелого большого стиля. Ка­ролингское искусство — искусство переходное. То мы встречаем в нем миниатюры, воскрешающие давнюю эллинистическую традицию, с мяг­кой, живописно-пластичной трактов­кой спокойных фигур (Аахенское Евангелие Карла Великого), то пре­дельно экспрессивную графическую манеру (в Евангелии Эбо), застав­ляющую вспомнить чуть ли не не­мецкий экспрессионизм XX века, 4.jpgто совсем неожиданные, стоящие особ­няком, миниатюры Утрехтской псал­тири. Эти последние — быстрые на­броски пером, где художник с нетер­пеливой жадностью спешит пере­дать массу впечатлений, не стесняя себя правилами и заботами об урав­новешенности композиции. Тут идут бурные схватки, сплетаются в клу­бок фигуры всадников, лошади под­нимаются на дыбы, люди порывисто двигаются, жестикулируют.

kristos_resize.jpgВ иных произведениях каролингско­го времени отчетливо видно влияние Византии, в других присутствует характерный «варварский» плете­ный орнамент. Словом, различные элементы, из которых формирова­лось искусство средних веков, в ка­ролингскую эпоху еще не перепла­вились в органическое целое, не обра­зовали стилевого ансамбля. И сфе­ра искусства была еще узкой оно, как оранжерейное растение, выращивалось в монастырях и при дворе Карла Великого. Главным об­разом это были иллюстрированные рукописи. Монументальной скульп­туры, монументальной живописи, в сущности, почти еще не было, как и большой архитектуры.

Карл Великий был личностью весь­ма замечательной. Прославленный воин, легендарный герой эпоса «Песнь о Роланде», глава огромной, хотя непрочной и недолговечной им­перии и своеобразный просветитель, Он устроил при дворе школу, тор­жественно именуемую «Академией», где он сам и его приближенные занимались «свободными наука­ми»,— упражнениями в риторике, грамматике, диалектике. Руководил Академией монах Алкуин — «муж, всячески ученый», а император был его усердным учеником. Император старался 6-1.jpgизучить иностранные язы­ки и искусство счета, но писать так и не научился, хотя прилагал к тому много усилий: «Для этого возил с собою на постели под подушкой дощечки и листики, чтобы в свобод­ное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно». Так пишет Эйнгардт, со­временник Карла. По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл высоко чтил и «осыпал их почестями». Он поощрял и худож­ников, желая восстановить оборван­ные связи с эллинистической куль­турой. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи ви­зантийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одеж­ду франков, «чужеземные же одея­ния, хотя бы и самые красивые, от­вергал».

Бородатый полководец в простой ру­бахе, объединивший под своей властью пространство от Бискайско­го залива до Адриатики, коронован­ный римским папой и с трогатель­ным усердием выводящий латинские буквы непослушной рукой,— этот исторический образ кажется симво­лом культуры раннего средневе­ковья. Разрушительные потенции варварства остались в прошлом, вступили в действие созидательные и восстановительные, но руки, при­выкшие к мечу, еще не привыкли к тонким орудиям цивилизации, чужое еще не стало своим, искус­ственное не вошло в плоть и кровь народной жизни. И первый плод но­вой художественной культуры — ка­ролингское искусство — был таким же неустойчивым соединением раз неродных частей, как империя Кар­ла, распавшаяся после его смерти. Но в результате распада империи образовалось три государства, пе­ред которыми лежал большой исторический путь,— Франция, Герма­ния, Италия. Искусство Каролингов стояло у порога зрелого искус­ства, сконцентрировавшего в себе дух феодальной эпохи.

Статья из «Краткой Истории Искусств» 1985г. под редакцией Н.А. Дмитриевой

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *