Эдуард Мане
Мане родился 23 января 1832 год в Париже, в доме N 5 по улице Малых Августинцев. Эдуард Мане был сыном Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы маршала Бернадота. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре — переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье. Э. Мане посещает факультативные курсы рисунка в коллеже Ролен, оплачиваемые полковником Фурнье. После возвращения из Бразилии он поступает в ученики к художнику и хорошему педагогу Тома Куперу. После 5 с лишним лет учебы у Тома Купера, 24-х летний Мане вступил на путь самостоятельных исканий, где опорой и вехами для него были музеи Франции, Италии, Германии, Голландии, Австрии, Испании и Англии. Не удовлетворившись уроками Купера, Мане посещает Лувр, где копирует картины Тициана и Веласкеса. В 1857 году он просит у Делакруа разрешения снять копию с его «Данте и Вергилия» в Люксембургском. Он совершает путешествие в Гаагу и Флоренцию, где копирует полотна Рембрандта и Тициана…
В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, следовавший классическим традициям, Мане вместе с тем был встречен глубоко враждебно официальными академическими кругами. Громкими скандалами сопровождается появление «Завтрака на траве», картины, в которой Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Еще большее негодование вызвала «Олимпия» (Салон 1865 г.) — изображение обнаженной женщины, возлежащей на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой служанка приносит цветы, — современный парафраз джорджоновской и тициановской «Венеры», переданный со всей напряженностью и остротой, характерными для искусства XIX в. Этими двумя полотнами Мане дал сигнал стремительному движению к современному искусству. Их революционная новизна вызывала нападки со всех сторон, критики смешивали Мане с грязью. Однако наиболее проницательные среди них — Золя, Виктор Гюго, Бодлер — встали па сторону Мане. В признательность за поддержку Э.Мане пишет портрет Э.Золя, который был благосклонно принят Салоном 1868.
Художник тонко чувствовал духовную многогранность человека, умел передать в своих произведениях тончайший психологизм. Одна из таких работ «Балкон«. Для работы над ней он собрал в своей мастерской на улице Гио трех своих приятелей, чтобы они позировали ему для картины, которую он успел закончить весной следующего года, как раз к открытию Салона…
Работая на пленэре, художник добился блестящего успеха («Моне в лодке у берегов Сены«, 1874). Высветление своей палитры характерно для работ Мане 70-х годов; в те годы он пишет самые светлые свои работы: «Железная дорога» (1873), «В лодке» (1874), «Аржантёй» (1874)…
В конце жизни тесная дружба связывала Мане с Стефан Малларме. Художник сделал для него многочисленные иллюстрации, в частности к переводу «Bорона». По и к одной из важнейших поэм самого Малларме «Послеполуденный отдых фавна», а также написал портрет поэта (1876), который, несмотря на свои незначительные размеры считается одним из шедевров Мане. Этот портрет можно сравнить с фотоснимком выхватившем момент, задумавшегося поэта в момент отдыха. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен). 30 апреля 1883 после перенесенной операции он умирает в возрасте 52-х лет.
Выдержки из сайта www.ssga.ru
Большая подборка работ мастера есть на сайте www.sataratel.com
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.