Бабурнаме руками скульптора Рашита Сулейманова *** Baburname by hands of the sculptor Rashit Suleymanov
Ранней весной 2011 года Гульзор Султанова познакомила меня с одним из своих учителей — скульптором, монументалистом Рашитом Сулеймановым. Встреча состоялась в его мастерской на улице Циолковского. Познакомившись поближе с Рашитом, я невольно провёл параллель между хозяином мастерской и названием улицы: Рашит Сулейманов безраздельно связал себя со скульптурой, также, как когда-то Циолковский связал себя со звёздами.
Вот уже более 50-ти лет Рашит Сулейманов занимается искусством ваяния. За весь период творчества у Рашита выработалась своя линия, своё отношение к образам, которые он создаёт из разных материалов. Ничто животрепещущее не проходит мимо внимания скульптора, будь то вопросы войны и мира, экология, судьба Арала или человеческие отношения.
Один из самых значимых этапов в творчестве Рашита Сулейманова связан с воссозданием образов великих предков золотого средневековья: А.Тимура, А.Ясави, А. Навои и З.Бабура.
По словам маэстро, ещё в Советские времена его волновало далёкое прошлое нашей страны и судьба великих личностей, создавших два великих государства: Великую империю Тимура и государство Великих Моголов. Особенно глубоко скульптор проникся образом З.Бабура. Поэтому, по окончании Ташкентского театрально-художественного института в 1977 году, Рашит Сулейманов переезжает с семьёй в Андижан, чтобы окунуться в атмосферу тех мест, где начинал историю своего восхождения З.Бабур.
Рашит Сулейманов создал множество скульптур З.Бабура: «Бабур на коне», «Бабур на льве» и т.д. Одной из самых значимых работ является скульптурный образ З.Бабура, вылитый из бронзы на Мытищенском заводе (Россия) ещё в 1982-м году, задолго до обретения Узбекистаном независимости. В 2008 году этот памятник был установлен на родине З.Бабура — в Боги-шамол.
Рашит Сулейманов очень впечатлительный человек. «Если что-то запало ему в душу, то нет ему покоя, пока сложившийся образ не будет воплощён в скульптуру», — говорит спутница его жизни Назира Камалова. Так была создана скульптура «Каракалпакская мадонна». Как-то, будучи в Каракалпакии, Рашит ночью ехал с другом в автомобиле, добираясь из одного населённого пункта в другой. Вдруг фары автомобиля высветили человеческую фигуру, одиноко идущую по дороге. Подъехав ближе, увидели женщину с ребёнком за плечами, с подвязанной на поясе сушеной рыбой. Куда и почему она шла так поздно с ребёнком, осталась для меня загадкой. Но женщина не выходила из головы Рашита до тех пор, пока он не слепил ее образ, назвав «Каракалпакской мадонной».
Ещё одна мадонна, высеченная Рашитом из гранита — Дукентская Мадонна; она тоже была создана мастером под впечатлением от посещения Дукента.
У Рашида Сулейманова особый взгляд на женские образы. Он, как Аристид Майоль, часто использует их в своих работах, с той лишь разницей, что у Рашита женщины и девушки слеплены утончённо, с неповторимым восточным колоритом. Его скульптуры подчёркивают красоту женского тела, будь то женский торс, фигура танцовщицы, символический образ реки или воплощение порыва души поэтессы.
Анималистика — ещё одно направление, которому Рашит Сулейманов уделяет большое внимание. Три года (с 2002 по 2005гг.) он вплотную работал с учёными института палеонтологии им. Тимирязева в Москве. Реставрируя бизонов и мамонтов, изучая прошлое земли, скульптор создает образы вымершей фауны. Рождаются композиции «Последний бизон», «Единорог», «Мамонты-ангелы», «Олень».
Насколько Рашит чувствует и мастерски воссоздаёт в пластике динамику движения живого существа, можно судить по скульптуре коня под названием «Независимость». А композиция «На страже», созданная под впечатлением от общения с Московской милицией, поражает своей реалистичностью…
Рашит, человек деятельный, не может сидеть без дела. В перерывах между задуманными проектами его руки творят разные образы, выполненные в технике мелкой пластики. Это человеческие фигурки – собирательные образы наших современников, животные и другие миниатюры.
И сегодня Рашит Сулейманов продолжает творить. В моей голове сидит «Чубакаброс», который говорит мне: «не сиди, сложа руки, действуй». И мастер вторит ему. В подтверждение справедливости этих слов в очередную нашу встречу в мастерской Рашит удивляет меня новым воплощенным эскизом своей очередной задумки.
Есть ещё сайт http://rashitsuleymanovsculpture.ezweb123.com/.
Скорость неважная видно…Фото не открываются.
С Новым годом)))
Большое спасибо, Раиса за поздравление. И Вас с Новым Годом!
Новых творческих высот и интересных статей!
Жаль, что не можете посмотреть скульптуры.
Статью писал под впечатлением от увиденного.
САЛАМ !
МНЕ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ с Рашид-ака.
Не виделись 15 лет. Меня зовут Бахром.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !