Мысли вскользь на бумаге или Тимур Ахмедов в театре «Ильхом»
В морозную субботу 4-го февраля 2012года в театре «Ильхом» открылась персональная выставка Тимура Ахмедова. На выставку Тимура, обладателя «Гран-при» международной выставки «Азия-Арт» в 1997 г., пришли известные художники Узбекистана: Баходир Джалал, Вячеслав (Юра) Усеинов, Бабур Исмоилов и многие поклонники таланта Тимура Ахмедова.
Мне, как впервые попавшему на персональную выставку Тимура Ахмедова, было несколько неожиданно увидеть экспозицию, на первый взгляд, собранную, как бы «на скорую руку». В-первые, перед о мной были работы зрелого мастера, напоминающие рисунки или эскизы человека спешащего куда-то, которые можно было бы назвать «мысли вскользь на бумаге».
Постепенно, я всё больше убеждался, что это, действительно, мысли художника, отражённые на бумаге. Перед нами разворачивался ход мыслей автора, сопровождаемый рукописным текстом. Впрочем, смотрите.
Вот, что писал журнал «San’at» (Искусство) №1 2000г. о Тимуре Ахмедове:
Творчество Тимура Ахмедова можно соотнести с философско-созерцательным направлением художественной мысли, которое стало специфическим для искусства Узбекистана. Художники этого направления не только размышляют над сферами бытия, но и выражают такие состояния и духовные процессы, как медитация, молитва, духовное озарение и пр., обращаются к восточным философиям и религиям. Ахмедову в его произведениях важно прежде всего не действие, а внутреннее состояние героя.
Для сравнения, несколько ранних работ.
Последние имеджи взяты из сайта www.artrussia.ru
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного, это продуцирование вневременных текстов, в которых некто (не автор!) играет в ни к чему не обязывающие и ничего не значащие игры, используя принадлежащие другим коды. Соответственно постмодернизм не относится к области философии или истории, не связан с идеологией, не ищет и не утверждает никаких истин. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре… «Имманентная сила соблазна все и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей» (Бодрийар)
«…В настоящее время зритель, однако, редко способен к таким вибрациям. Он хочет найти в художественном произведении или чистое подражание природе, которое могло бы служить практическим целям (портрет в обычном смысле и т. п.), или подражание природе, содержащее известную интерпретацию: «импрессионистская» живопись, или же, наконец, облеченные в формы, природы душевные состояния (то, что называют настроением). Все такие формы, если они действительно художественны, служат своему назначению и являются духовной пищей, даже и в первом случае. Особенно верно это для третьего случая, когда зритель в своей душе находит с ними созвучие. Разумеется, такая созвучность (также и отклик) не должны оставаться пустыми или поверхностными, а наоборот: «настроение» произведения может углубить и возвысить настроение зрителя. Такие произведения во всяком случае ограждают душу от вульгарности. Они поддерживают ее на определенной высоте, подобно тому, как настройка поддерживает на надлежащей высоте струны музыкального инструмента. Однако, утончение и распространение этого звучания во времени и пространстве, все же остается односторонним и возможное действие искусства этим не исчерпывается.» (В.Кандинский «О духовном в исскусстве»)