МАСТЕРА ИСКУССТВ УЗБЕКИСТАНА — НАШЕ НАСЛЕДИЕ к Международному Дню Музеев в ЦВЗ АХУз

Ретроспективная выставка из собрания Дирекции художественных выставок

17 мая, в канун Международного Дня Музеев, в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась ретроспективная выставка произведений мастеров искусств Узбекистана из собрания Дирекции художественных выставок. Это второй проект нынешнего года из цикла «Наше наследие», посвященный мастерам живописи, графики и скульптуры Узбекистана.

В экспозиции представлены полотна художников, чей творческий путь начался в период 1930-1950-х годов прошлого века и чьи имена вошли в историю становления изобразительного искусства Узбекистана, составив основу отечественной школы живописи .

В залах ЦВЗ Академии множество посетителей. Здесь не только старшее поколение художников –

бывшие ученики мастеров, работы которых экспонируются, но так же много молодых художников, начинающих своё восхождение в историю искусства. Невольно ловлю восхищённые взгляды и восхищённые комментарии молодых. «Смотри, как смело и мастерски написано небо, а как написаны портреты!», — только и слышно у полотен многих авторов.

Игорь Лимаков. Утро индустриального Ташкента. 1977

Игорь Лимаков. Тыл — Фронту. 1985

Соцреализм в своих лучших проявлениях. Масштабность полотен, воспевающих человека труда, мастерство художников, в лучших традициях реалистических  школ, завораживает и не даёт оторваться взгляду от полотен мастеров. В то же время приходит осознание того, что это уже история нашего государства, запечатлённая на полотнах.

Абдуллаев Л. — Хлопкоробы. 1987

Есин Михаил. Караван уходит в пески. 1967

Это Чингиз Ахмаров — выпускник Московского художественного института им.Сурикова; это Зинаида Ковалевская — ученица П.П.Бенькова, творческая деятельность которой связана со становлением Самаркандского художественным техникума, и его первые выпускники — Абдулхак Абдуллаев , Лутфулла Абдуллаев и Рашид Тимуров; это первые узбекские художники, получившие профессиональное образование в Ленинградской Академии художеств — Рахим Ахмедов, Маннон Саидов, Тачат Оганесов, Нигмат Кузыбаев и Виктор .Зеликов;  это послевоенные выпускники Латвийской Академии художеств — Николай Пак и Павел Мартаков и многие другие.

Ч.Ахмаров. Дед и внук. 1986

Чингиз Ахмаров. Триптих «Гульдурсун и Сухайль». 1988

Зинаида Ковалевская. Пейзаж. Дворик

Зинаида Ковалевская. Этюд. Девушки с нашего двора.

 

Рашид Темуров. Захоронения Тимуридов в Самарканде. 1968

Рахим Ахмадов. Автопортрет. 1959

Тачат Оганесов. Дедушка Чои. 1957

Нигмат Кузибаев. К чабанам. 1964

Зеликов Виктор. Самарканд - город дружбы. 1974

Зеликов Виктор. Самарканд — город дружбы. 1974

Николай Пак. На рисовом поле. 1978

Николай Пак. Портрет художника Розы Чарыева. 1985

Николай Пак. Портрет колхозника. 1982

Павел Мартаков. Вечер на Сыр-Дарье. 1977

На поколение этих мастеров легло бремя нелегких испытаний довоенного и послевоенного времени, многие из них, прервав учебу и творчество, уходили на фронт и участвовали в боях с фашизмом. Среди них — Самиг Абдуллаев, Михаил Аринин, Александр Винер, Михаил Губанов, Михаил Есин, Закир Иногамов, Иван Кочетов, Павел Мартаков, Хикмат Рахманов, Ростислав Сучков, Семен Стрибный, Валентин Фадеев, Константин Чепраков и другие. Представленные в экспозиции полотна отражают жизнь тыла и фронта, строительство мирной послевоенной жизни: трудовые будни страны, портреты современников, красочные уголки природы Узбекистана и индустриальные пейзажи.

Аринин Михаил. Старый хлопкороб. 1940

Аринин М. — Натюрморт. 1962

Александр Винер. Ночной председатель. 1972

Александр Винер. Портрет сталевара Рахметова. 1960

Иван Кочетов. Генерал Собир Рахимов на передовой. 1997

Ростеслав Сучков. Мост в колхозе. 1967

Семён Стрибный. Ташкент. 1969

 

Константин Чепраков. Плов. 1967

Гартван И. Узхбекские девушки. 1962

Во всем — уверенное мастерство, профессионализм, школа, которой по праву можно гордиться. Не случайно многие из представленных художников — педагоги с большим стажем работы, воспитавшие не одно поколение узбекских художников.

Выставка не оставит зрителей равнодушными. Встреча с известными мастерами эпохи, знакомыми и уже подзабытыми произведениями — это не только дань памяти, почести и уважения ушедшему поколению. Для молодых художников и любителей искусства подобное общение с творческим наследием, которым богаты музейные фонды, неоценимо для становления профессиональной и гражданской позиции.

Выставка продолжит свою работу до 15 июня.

Впереди — встречи с мастерами   поколений 1960-х и 1970-х годов из музейных собраний Узбекистана. Искусствовед Л.Кодзаева

Лучше Людмилы  Кодзаевой о мэтрах Соцреализма, представленных на выставке, многих из которых она знала лично, не скажешь. Что бы не утяжелять страницу, выкладываю остальные фотографии полотен в галерее.

 

комментариев 5
  • AVAZ MUTALL:

    Ностальгия.Помню каждую работу,поэты,писатели,художники и киноматографисты создавали шедевры благодаря Шарафу Рашидову.Вечная паьять ему

  • Роман:

    Здравствуйте, дико извиняюсь.
    Автору блога — если Вы живете в Ташкенте, не могли бы Вы поделится информацией о жизни Ивана Кочетова, особенно в период 1995 — 2000 года ?
    Заранее благодарен.

  • аваз:

    Я живу в Москве мой сайт avazmutall.com Кочетова слышу первый раз прошу прошения

    не знаю,вот уже 36 лет живу в Москве мой персональный сайт avazmutall.com

  • Роман:

    Автору,
    спасибо за ответ.
    Прошу прощения за беспокойство.

  • В Антологии живописи Узбекистана Иван Кочетов упоминается, сл-но есть небольшая информация о нём в печатном приложении к Антологии. В ближайшее время разыщу приложение и перешлю вам информацию о Иване Кочетове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *