Барбизонцы
Барбизонцы – барбизонская школа, группа живописцев, работавших в 1830–1860-х во Франции, в жанре пейзажа. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон, в лесу Фонтебло, недалеко от Парижа. В 1836 там обосновался Теодор Руссо, туда приезжают Жан Франсуа Милле, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон.
Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи. Лишь на рубеже 18–19 вв. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Барбизонцы отвергают официальные правила изображения исторических, мифологических и героических пейзажей, открывают для себя сельскую природу, пишут этюды и картины на пленэре, с натуры. На их полотнах реалистически запечатленный обыденный пейзаж сочетался с возвышенно-романтическим восприятием природы в целом. Для показа таких мотивов им потребовалась большая наблюдательность, умение увидеть особенности в природе, найти новое цветовое решение. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.
Утверждая эстетическую ценность национального ландшафта, барбизонцы особенно интересовались приемами передачи вибрации света и цвета, что позволяло передавать смену состояний природы, смене дня и ночи, времен года, достигли высокого мастерства в использовании валеров, т.е. нюансов цвета и света в границах одного тона.
Барбизонская школа является переходным этапом от романтизма к реализму и создает предпосылки для появления импрессионистического пейзажа. Благодаря барбизонцам появляется понятие работы художника на пленэре. До этого художники делали зарисовки, этюды на натуре, картины же создавали в мастерской. Художники-барбизонцы имели большое значение в развитии всего западноевропейского, американского, русского пейзажа.
Руссо Теодор (1812—1867)
Французский живописец и график. Ведущий мастер барбизонской школы живописи. В конце 1820-х гг. начал самостоятельно работать на пленэре, создавая пейзажи в окрестностях Парижа. В дальнейшем много путешествовал, запечатлевая на своих полотнах дикую природу Франции, непритязательные сельские виды, улочки и площади провинциальных французских городков. Впоследствии поселился в Барбизоне, объединив вокруг себя группу художников-единомышленников, получившую название барбизонской школы. Руссо одним из первых начал развивать реалистическое направление в пейзажной живописи. Официальная критика и широкая публика долгое время отвергали искусство Руссо. Однако в конце жизни к художнику пришло признание.
Несколько работ ведущего мастера барбизонской школы
Милле Жан Франсуа (1814-1875) – французский художник и график. Автор многочисленных работ на крестьянские темы; принадлежит к Барбизонской школе.
Родился в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии. Учился у нескольких местных художников в Шербуре, а затем – с 1837 в Париже у живописца академической школы Поля Делароша. Среди лучших картин: «Сеятель» (1850), «Сборщицы колосьев» (1857) и «Анжелюс» (1859), «Человек с мотыгой» (1863).
Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья (Diaz de la Peсa, Narcisse Virgile) (1808-1876), французский художник-пейзажист, испанец по происхождению, родился 20 августа 1808 в Бордо. Начал свою деятельность учеником печатника, а затем работал на заводах по производству севрского фарфора. Позже учился под руководством Сушона в лилльской Школе изящных искусств. В его ранних произведениях присутствует влияние романтизма. В 1831 Диаз де ла Пенья познакомился с Теодором Руссо и около 1841 присоединился к нему в Барбизоне, став впоследствии одним из видных членов группы барбизонцев. Его произведения отличаются сияющим колоритом и особым интересом к передаче эффектов солнечного света, пробивающегося сквозь густую листву. Часто он включал в свои пейзажи человеческие фигуры.
Добиньи Шарль-Франсуа (Daubigny, Charles Franзois) (1817-1878), французский художник, мастер пейзажа, примыкавший к барбизонской школе.
Родился в Париже 15 февраля 1817 в семье художника-пейзажиста Э.Ф.Добиньи. Учился у отца, а также в мастерской П.Делароша (1840). В 1835-1836 посетил Италию. Копировал картины старых голландцев в Лувре; не раз (с 1866) бывал в Нидерландах, испытав большое воздействие голландской пейзажной традиции.
Зарабатывал на жизнь как реставратор, а затем, в 1840-е годы, — как иллюстратор, создавая рисунки к произведениям О. де Бальзака, В.Гюго, П. де Кока, Э.Сю и других авторов. Активно занимался и самоценным офортом; по мере перехода к зрелым вещам типа Ливня и Восхода солнца (обе работы — 1850-1851) сюжетное начало в его графике как бы выносится на поля, а затем вообще сходит на нет, уступая место простым мотивам сельской природы.
1 комментарий