Эрнст Неизвестный – о себе и творческом пути.
Раньше я не видел его работ, но знал о скандале в Манеже в 1964г.
На знаменитой выставке в Манеже в 1964 г. выставляли свои работы молодые художники и скульпторы. Выставку посетило высшее руководство страны во главе с ген. секретарём КПСС Никитой Хрущёвым. Неизвестный говорил с Хрущевым — долго и неосторожно старался убедить его, что все происходящее — «это провокация, направленная не только против либерализации, не только против интеллигенции, не только против меня, но и против него». И — «кончилась наша беседа с Хрущевым следующим образом. Он сказал: «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в Вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы Вас уничтожим. Если победит ангел, то мы Вам поможем»».
Но до этого было рождение в Свердловске 9 апреля 1925 в семье биолога и белого офицера. Потом была война и 17 летним парнем он ушёл на войну. … Я воевал в составе Второго Украинского фронта. Был контужен, был ранен, последний раз — очень тяжело. Был награжден, один раз посмертно, орденом “Красная Звезда», который достиг меня лет через 25.
После войны тяжелые послевоенные годы, университет.
И там занятия, в том числе и катакомбной культурой.
«Понятием “катакомбная культура» воспользовались я и мои друзья в 1949 году для того, чтобы определить, чем мы хотим заниматься…
В Институте имени Сурикова Академии художеств СССР Эрнст Неизвестный был хорошим студентом. Работа третьего курса получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Работа пятого курса “Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.
«Такие могикане соцреализма, как скульптор Манизер, мой профессор, которого я глубоко уважаю до сих пор, ко мне очень хорошо относились. Кроме того, я не гнушался работой помощника скульптора ни у кого: ни у Меркулова, ни у Вучетича, ни у Томского, ни у других крайне официальных художников. Я был идееносен, я много им подсказывал, выполняя не только обычную черновую работу, делал эскизы, и они меня рассматривали как своего, как некоего преемника и продолжателя, будущего академика. Все это давало мне основания для гладкой карьеры».
«Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным. К тому же кругу относились Юрий Васильев, Оскар Рабин, Сидур и другие.
В 1976 Эрнст Неизвестный уезжает из СССР «из-за эстетических разногласий с режимом», как он сам определил причины отъезда.
«В 1956 году, когда я был в очень тяжелом состоянии и мне казалось, что мне больше не для чего работать, так как бессмысленно работать в никуда, без надежды выставлять, я задумался над своей будущей судьбой художника. И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. Правда, тогда «Древо жизни» состояло не из семи витков Мебиуса, а из одного витка. Но общая форма, форма короны дерева и форма сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели».
После смерти Хрущева к Эрнсту приехал Сергей Хрущев с просьбой сделать надгробие на могиле отца. На вопрос Эрнста: А какие у Вас аргументы: почему это должен делать я?» На что Сергей Хрущев сказал: “Это завещание моего отца»».
«Я делю художественную деятельность (и писательскую, и музыкальную, и изобразительную) на два типа: на стремление к шедевру, и стремление к потоку. Стремление к шедевру, это когда перед художником стоит определенная концепция прекрасного, которую он хочет воплотить, создать законченный, емкий шедевр. Стремление к потоку — это экзистенциальная потребность в творчестве, когда оно становится аналогичным дыханию, биению сердца, работе всей личности…
Для художников потока искусство есть овеществленная экзистенция, в каждую секунду двигающаяся, возникающая и умирающая. И когда я хочу построить свое «Древо жизни», я полностью сознаю почти что клиническую, патологическую невозможность этого замысла. Но он мне нужен для того, чтобы работать. И множественность меня не пугает, потому что она скреплена математическим единством, она самозамкнута.
Все это — попытка совместить несколько начал, попытка совместить вечные основы искусства и временное его содержание. Низменное, жалкое, ничтожное соединяется постоянно и вечно в вере, чтобы стать благородным, величественным, осмысленным».
Уехав из СССР, Неизвестный продолжает работать над своими замыслами, а еще преподает. Сегодня Эрнст Неизвестный профессор философии Колумбийского университета, действительный член Шведской королевской академии наук, Нью-Йоркской академии искусств и наук и Европейской академии искусств, естественных и гуманитарных наук.
В Уттерсберге (Швеция) устроен музей «Древо жизни», посвященный творчеству Неизвестного.
В 1996 году в Магадане по проекту Неизвестного сооружен мемориал жертвам ГУЛАГа «Маска Скорби» (1996), композиция «Возрождение в Москве» (2000).
В 1996 удостоен Государственноый премии.
В 2003 году в Кемерове на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.
В октябре 2004 года Эрнст Неизвестный посадил в Москве свое «Древо жизни» — в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». Это семиметровое раскидистое «Древо жизни», в кроне которого можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.
Всё это – поток.
Выдержки из интервью на http://www.tvkultura.ru/news.html?id=37880&cid=2084
Здесь вы можете увидеть несколько работ в бронзе и в граните Работы в бронзе взяты из официального сайта , не побоюсь сказать этого слова, Великого Маэстро http://www.enstudio.com: последние три работы взяты с Яндекса
Круто!!!!
Шедевры, жалко что поздно познакомилась с ними