Арте повера

gibsonnails-arte-povera.jpgАрте повера (итал. arte poveraбедное искусство) Направление, официально оформившееся в итальянском искусстве (в Турине) в к. 60-х — нач. 70-х гг. и получившее достаточно широкое распространение в других странах Европы, хотя арте-факты, аналогичные по духу А. п., появлялись в европейском искусстве и ранее (работы немецкой художницы Евы Гессе или грека Власио Капиариса, например, и др.).В основе его лежит создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни, подобранных на свалках отбросов и принадлежавших, как правило, к обиходу мало обеспеченных слоев населения — мешков, веревок, старой поношенной одежды и обуви, элементарных предметов домашней утвари, земли, песка, угля, старых тряпок, кожи, резины и т. п. А. п. возникло как своего рода реакция на повышенный интеллектуализм и рационализм минимализма и концептуализма и на входившее в то время в моду применение в арт-практиках и проектах дорогостоящих материалов и технологий изготовления объектов и элементов инсталляций. Итальянские художники Марио Мерц, Микеланд-жело Пистолетто, Марио Чероли, Джулио Паолини, Яннис Кунеллис (грек, живший в Италии), создавая свои инсталляции, стремились выявить особую скромную поэтику простых вещей и семантику их взаимосвязей в обыденной жизни, кристаллизуя их метафизику в нетрадиционных для них пространствах художественных музеев или залах роскошных старинных дворцов и замков. Внешняя несовместимость (или точнее — контраст) экспозиционного пространства и обиходной семантики материала артефак-тов позволяла (на принципе художественной оппозиции) выявить внутреннюю значимость и своеобразную эмоциональную ауру объектов и инсталляций А. п. Произведения А. п. не лишены и определенной художественной символики. К этому тяготеют, например, многие работы Я.Кунеллиса, в которых художественное пространство создается из сочетания предметов, подобранных на свалке, мешков с углем, гипсов античных статуй и огня газовых горелок; или объект Лучано Фебри, поименованный «Принеси мне голову Иоанна Крестителя на блюде» и представляющий собой большую стеклянную чашу на белой скатерти стола, наполненную стеклянными осколками. Символизм этот, однако, имеет большое свободное ассоциативное поле и не претендует на какое-либо однозначное толкование. Для художников А. п. важно создать некую особую атмосферу путем неназойливого сочетания банальных вещей человеческой экзистенции. Само название этого направления и материал для творчества провоцировали социально-политическую ангажированность А. п., чего оно не избежало, особенно в самой Италии.
Лит
.: Celant G. Arte Povera. N.Y., 1969; Celant G. Mario Merz. N.Y., 1989; Celant G. Michelangelo Pistoletto. N.Y., 1989. Л.Б.
http://visaginart.nm.ru/


…Первому в мире Европейскому музею (сейчас их больше сотни, только в Америке шесть десятков) 102 года. Воистину потрясающая коллекция чеканного серебра, древней мозаики и светильников – некоторым экспонатам свыше 5 тысяч лет. Великолепное 6-этажное здание – тоже подарок. Семьи Варбургов. Тут и исследовательский, и учебный отделы, исторически оформленные праздники, фильмы. И, конечно же, интереснейшие, очень в Нью-Йорке популярные выставки: художники–евреи из Союза, Пэн, Шагал, Сутин, Кафка, Халдей, Писсарро, Модильяни, Альберс. Сейчас – Ева Гессе. Она спасалась от нацистов вместе с Альберсами, приютила её, как многих, Америка. Драматичная жизнь, больная душа… Но принять и понять её скульптуру не могу, какой-то цех по производству пластмассовых изделий – бачки, трубки, шланги, верёвки… Это уже не видение а паранойя. Неужто таким будет ваяние XXI века? А вот графика интересная и эмоциональная…
Из репортёрского дневника Бунт романтиков
Маргарита Шкляревская Русский Базар №24(530) 15 — 21 июня, 2006

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *