Пракситель

 

В продолжение статей о О.Родене и О.Майоле, а так же статьи Роден или Майоль выкладываю две небольшие статьи о Праксителе.

Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость.

П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. дляwwwzhurnallibru.jpg города Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало Навазу, стоящую у ее ног.

Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская, александрийская и карийская.

По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры. Изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его»Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый.

Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева.

wwwkrugosvetru.jpgНаконец, до нашего времени дошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку — малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии.

изобразительный ряд из Yandex.ru, а так же http://www.museum.ru/N30573

Вот выдержки из статьи Александры Германовой Мир Праксителя:

 

Мир Праксителя

Античная скульптура в Лувре

Александра ГЕРМАНОВА

 

Организовать древнегреческому скульптору Праксителю персональную выставку — дело не из легких. Аналогичные «именные» выставки устраивались в Европе считанные разы. Из последних — в 1990 году во Франкфурте-на-Майне проходила выставка, посвященная Поликлету, в 1995 году в Выставочном дворце в Риме — Лисиппу.

Мраморных оригиналов Праксителя (390 — 330 годы до н.э.) сохранилось до обидного мало. Почему Лувр, который даже не wwwdastranichkanet.jpgявляется обладателем этих редких работ, взял на себя просветительскую миссию, — понятно. Здесь хранится знаменитая Венера Милосская, которая по типу изображения восходит к воспетой многочисленными античными источниками Афродите Книдской Праксителя. Принято считать, что храмовая Афродита Книдская Праксителя была одним из первых образцов изображения женской обнаженной натуры. Полумифическая идея, но красивая, и почему бы не ухватиться за нее организаторам выставки в Лувре, где хранится другая всемирно известная обнаженная.

Чтобы понятнее передать мысль устроителей, выставку можно назвать «Мир Праксителя». Материал поделили на шесть секций — оригинальный Пракситель, античные исследователи скульптора, знаменитые работы эллинистических и римских эпигонов и копиистов, воображаемый Пракситель (подражатели скульптора в искусстве нового времени и живописцы-биографы), карьера Праксителя через дебаты историков искусства и филологов-классиков XIX века и, наконец, современный срез — новые датировки и новая мифология.

…Главным творением Праксителя была Афродита Книдская. Она являлась местной достопримечательностью — нередко посещение статуи и храма в Книде становилось целью путешествия в Малую Азию. Плиний называл Афродиту «прекраснейшей статуей не только Праксителя, но вообще в целом свете». Работа не сохранилась, но память о ней живет в многочисленных греческих и римских копиях. О том, что копии эти делались непосредственно «в присутствии» оригинала, свидетельствуют многочисленные книдские монеты.

wwwdastranichkanet.jpgОколо ста музеев откликнулись на зов Лувра и прислали в Париж свои варианты знаменитой статуи.luvre-wwwmuseumru.jpg Кураторы особенно опекают две — так называемую «Колонну Венеры» и «Бельведерскую Венеру» (обе из Ватикана). Луврский образец книдской красавицы — «голова Кауфмана» — на почетном месте в секции копий.

Если вернуться к подлинникам, то для экспозиции выбрали две — пьедестал Мантинейской группы (рельеф с изображениемvenera_iz_arlia.jpg сцен из жизни детей Латоны Аполлона и Лето) и голову Артемиды, атрибутированную Праксителю Деспинисом. Конечно, эти две композиции из Афинского национального музея уступают по красоте статуе Гермеса с младенцем Дионисом, но этот шедевр, упомянутый Павсанием, найден и хранится в Олимпии, и пределы Греции покидать не должен.

Интересно подана на выставке тема Фрины. До нас дошли истории о том, как знаменитую гетеру судили artlib_gallery-19910-b.jpgза богохульство, и на суде она должна была предъявить присутствующим греховный объект — свое тело. Сюжет необычного суда над гетерой был достаточно популярным у художников. Гамбургская Кунстхалле прислала отличную работу Леона Джерома «Фрина перед судьями» 1910 года.

Кроме обнаженной женской натуры Праксителю приписывают многочисленных Вакхов и сатиров. Типажwwwnntusci-nnovru.jpg «Отдыхающий сатир» был мощно растиражирован римлянами. Многих собрали на выставке — опять же во главе с луврским.

 

http://www.kultura-portal.ru/tree_new

 

1 комментарий
  • Zagit:

    Thank you very much for a valuable cultural artistic info.

    Best regards,
    Z.D.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *