Художники и Ташкент Ч.1

В мае  2011 года я прочёл на страницах альманаха mytashkent.uz статью искусствоведа Риммы Еремян  «Ташкент и его художники». Поиски первоисточника привели меня на сайт www.sanat.orexca.com, где хранится архив журнала «San’at»(Искусство).  Списавшись с глав. Редактором журнала «San’at» Юлией Сырцовой, получил разрешение использовать статью в своём блоге, но с определёнными условиями.

Представляю статью  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники». В статью включаю дополнительную информацию и фото ряд произведений художников, упомянутых в статье (то, что удалось найти в Интернете, в запасниках и в экспозиции ГМИУз, в альбоме  «Антология живописи Узбекистана» и в своих архивах), а так же несколько фотографий тех мест Ташкента, которые удалось узнать и которые до сих пор существуют, но со временем, претерпели изменения.

Темы «Ташкент в творчестве художников» и «Художники Ташкента в культурной и социально-общественной жизни» трудно разделить, к тому же они распадаются еще на несколько тем. Попробуем остановиться на «Ташкенте в изобразительном искусстве», выбрав для рассказа живопись и графику.

Рихард-Карл Зоммер (1866 — 1939)

Рихард-Карл Зоммер , к примеру. Им  написаны основательные живописные холсты, объединяемые общим названием «Туркестан». В основном они связаны с Самаркандом, где проходила деятельность художника, но есть и такие, как холст «Мазар в Ташкенте». Как и весь «Туркестан» Р. Зоммера, он залит солнцем, архитектоничен, историческая достоверность граничит с почти культовым обожанием автора.

Рихард-Карл Карлович Зоммер с 1884 года являлся вольнослушателем Императорской Академии художеств. За время обучения он был удостоен ряда больших поощрительных медалей. В 1893 году он закончил своё обучение со званием классного художника 3-й степени.

С конца 1890-х и до начала 1900-х годов Зоммер много работал в Средней Азии, в период с 1912 по 1917 годы он работал в Закавказье: Грузии, Армении, Азербайджане.

Он является автором многочисленных живописных произведений, а также ряда графических работ в основном жанрово-этнографического характера.

В своих произведений он изображал как бытовые, так и батальные сцены, а также виды памятников архитектуры Туркестана и пейзажи старых кварталов Ташкента, Бухары, Самарканда. В 1915 году выставка работ Зоммера состоялась в Ташкенте.

В настоящее время произведения Р. К. Зоммера находятся в собраниях Государственного Русского музея, Омского областного музея изобразительных искусств, Тульского областного художественного музея, Государственного музея искусств Азербайджана (Баку), Музея истории культуры и искусства Узбекистана (Самарканд), Республиканского художественного музея Северной Осетии, музея Искусств Узбекистана (Ташкент) и многих других.

Старый Ташкент — это М. Вербов, И. Головин, В. Крылова, В. Розвадовский, Н. Гречанинов, М. Янцын, И. Казаков, С. Юдин, Н. Боровская, О. Морозевич. Можно добавить еще несколько имен, хотя профессионально рисующих было много среди чиновников, учителей, военных врачей. Выпускники художественных заведений Петербурга, Москвы, Киева были в Ташкенте преподавателями рисунка в коммерческом и реальном училищах, кадетском корпусе. Если с творчеством И. Казакова и С. Юдина можно познакомиться достаточно полно, то с остальными — в минимуме произведений.

Михаил Вербов ( 1896 — 1995)

Михаил  Вербов, родившийся в России портретист, который писал королей, премьеров и промышленников, а также писателей  и художников, умер 4 апреля в своем доме на Манхэттене. Ему было 99.
На протяжении многих лет г-н Вербов написал портреты Бернарда Баруха, Индира Ганди, короля Густава V  Швеции, короля Испании Альфонсо ХШ, сенаторов Барри Голдуотера и Клейборн Пелл, философа Кришнамурти и поэтов Робинсон Джефферс и Марианна Мур. Его портреты Эцио Пинза и Федора Шаляпина висят в Метрополитен-опера. Он всегда рисовал с натуры лишь с одним исключением: в начале 1970-х он рисовал портреты 56 тех, кто подписал Декларацию Независимости, проведя обширные исследования, чтобы определить, как каждый выглядел.
В Нью-Йорке, у г-на Вербова были персональные выставки в Knoedler & Компании в 1936 году, Wildenstein в 1941 и 1945 и Grand Central Галереи в 1954 году. Его последняя выставка, в мае 1995 года была проведена в Постоянной миссии Российской Федерации при Организации Объединенных Наций. Его работы находятся в коллекциях Метрополитен-музей, Национальная портретная галерея в Вашингтоне, Третьяковской галерее и Музее Большого оперного театра в Москве и Музей Прадо в Мадриде.

Никролог  в  NYTimes.com

Живописец родился 10 декабря 1896 года и вырос в интеллигентной состоятельной семье. Его детство прошло, в основном, в Ташкенте, где он получил хорошее образование. В 18 лет он поехал в Петербург и там стал учеником Ильи Репина. Он много работал и довольно быстро сделался известным художником. В 1918 году создал в Ташкенте музей искусств. В 1924 году с большим трудом Вербов эмигрировал во Францию, где прожил 9 лет. Затем переехал в Нью-Йорк уже навсегда.

Из статьи «Вспоминая Художника»   www.ourtx.com

Иван Семёнович Казаков (1873 – 1935)

Иван Семёнович Казаков  выходец из крестьян, родился в деревне Касилово Орловской губернии. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества с 1888 года по – 1894 год. Затем продолжил своё образование в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств, где учился с 1895 года по 1898 год в мастерской В. Е. Маковского. В 1898 году он получил звание художника/

И. С. Казаков в 1890 – 1900 годах являлся постоянным участником академических выставок, участвовал в выставках Московского общества любителей художеств и в 1902 – 1910 годах (с перерывами) участвовал в Торгово-промышленных художественных выставках.

Преподавал в Ташкентском реальном училища с 1906года до 1910 года. В Туркестане И. С. Казаков писал архитектурные пейзажи Самарканда, Бухары и Ташкента. Создал серию этнографических этюдов и написал картину «Чтение дастана».

В период 1917 – 1918 годов И. С. Казаков написал картину «Ташкентский дворик», на которой он изобразил типичный дворик и дом  богатого ташкентского горожанина в новом европейском Ташкенте.

В 1919 году И. С. Казаков преподавал В Туркестанской краевой художественной школе, а в 1921 году работал и преподавал в собственной студии, располагавшейся на Пушкинской улице в Ташкенте.

И. С. Казаков с 1930 по 1935 годы работал преподавателем в Ташкентском политехническом институте.  Умер И. С. Казаков в 1935 году в Ташкенте 16 октября 1935 года.

Произведения Казакова находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственном Русском музее и Музее Искусств Узбекистана.

Отделаться от притягательности старой академической школы с пристальным вниманием к ценности вещественного, материального мира невозможно. Поэтому так привлекают «Летние работы» Н. Гречанинова, «Боз-Су» М. Янцына, «Автопортрет с дамой в цветущем саду» И. Казакова. «Ташкентский дворик» И. Казакова привлекает внимание не только воссозданием исторической первозданности известного в Ташкенте места — особняка Половцева, где располагалась художественная студия, в которой преподавал Казаков, но и любовью художника к детализации городского пейзажа.

Продолжение


комментария 3
  • рая:

    КЛАСС!!!!!!
    ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
    БРАВО!

  • Рустам Т.:

    Умар, очень интересно, с Казаковым почему-то не был знаком, с большим удовольствием буду ждать следующих частей.

  • neil kay:

    Lovely paintings! I particularly love the scenes from Uzbekistan and surroundings.Thank you!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *