Художники и Ташкент Ч.2

Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство)  №1 ,№2 от 2010г.

1 Часть здесь

Прошли годы, ушли из жизни авторы произведений, ушли в запасники музеев или даже не сохранились сами полотна и рисунки, но в образном наслоении они присутствуют, живут. Город помнит, просит вызволить из забвения художников. Спустя десятилетия, перетасовываясь в схронах памяти, картотеках музеев, они просятся к свету дня, готовы распрямиться после дремотного забытья, — готовы к встрече. Они живут.

Обращение к далеким годам — не только дань уважения к памяти художников, к редкой тогда профессии станковиста. С них начинается то наслоение имен и наименований, затронутых художниками, которые сложатся в необъятный массив художественной образности разного оттенка — познавательный аспект, этнографический, реализм, близкий фотовоспроизведению, и реализм многокрасочных сочетаний. В разнообразии сменяемых стилей встретятся конструктивистские обозначения, импрессионистические черты, элементы, соотносимые с определениями врубелевской мозаики, сезанизма, цветомузыки, с элементами кубофутуризма, супрематизма, сюрреализма. Все это — слагаемые ташкентской образности. В них вписываются произведения авторов, посетивших Узбекистан в 1920 — 1930-е гг. Одни приезжали по линии Комитета по охране памятников старины и Всекохудожника, другие — по личному побуждению, их манил Восток. Командировками отмечены приезды К. Петрова-Водкина («Улица в Ташкенте», 1921) и Ю. Разумовской («Музей в Ташкенте», 1924).

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939)

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник. Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина «Самаркандия» с его иллюстрациями).

 

Улица. 1923, Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Несколько иллюстраций  Петрова-Водкина из книги  «Самаркандия»:

Разумовская Юлия Васильевна (1896 — 1987)

Разумовская Юлия Васильевна (1896 — 1987) Художественное образование до революции получила в Саратовском Боголюбовском художественном училище, в 1925 – окончила Вхутемас (Москва). Член художественной ассоциации «Жар-цвет» (1928-1933). В год окончания Вхутемаса побывала с экспедицией по реставрации памятников архитектуры в Бухаре и Самарканде. Экзотический образ Востока оказался созвучен творческому темпераменту молодой художницы. Результатом поездки стали графические серии – «Типы старой Бухары», «Дунганки Семиречья» и др. В творчестве выпускницы Вхутемаса тенденции современного искусства, прежде всего конструктивистские, перерабатываются с точки зрения нового для художницы пластического образа Востока. Судьба Юлии Разумовской сложилась как у большинства ее коллег-современников. После «закручивания гаек» в середине 1930-х она стала честным реалистом, казалось бы, забывшим о «грехах» вхутемасовской юности. Однако в конце жизни художница вернулась к впечатлениям своей молодости и создала по ним большие декоративные работы среднеазиатского цикла рубежа 1960-1970-х годов. Работы Юлии Разумовской хранятся в ГТГ, ГРМ, в региональных музеях бывшего СССР, в музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

http://www.elysium.ru

К сожалению, «Музей в Ташкенте» не нашёл. 

Несколько рисунков Юлии Разумовской из серии «Типы старой Бухары»:

 

Бухарский еврей-продавец ковров и вееров на базаре. 1971

Продолжение следует.

Продолжение

 

1 комментарий
  • рая:

    Читала эту замечательную «Самаркандию» . Как он описывает базар — поэзия!