«Фикирлар парвози» (Полёт мнений) 25-тилетию Академии художеств Узбекистана
27 декабря 2022 года в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) Академии художеств Узбекиста, состоялось открытие традиционной отчётной выставки «Фикирлар парвози» (Полёт мнений) Действительных членов Академии Художеств Узбекистана хочу рассказать и показать работы Академиков, к сожалению не всех. За время Пандемии ряды академиков поредели, да и выставки Академиков давно уже не было (Пандемия и другие субъективные причины). Традиционная отчётная выставка Действительных членов Академии Художеств Узбекистана всегда вызывала интерес.
В Википедии пишут, — «Со времени создания в истории мирового искусства Болонской школы братьев Каррачи статус и цели Академии художеств не изменились, провозглашая высокий профессионализм свободного художника, необходимость знания теоретического материала и практического владения различными стилями, сохранения и развития мирового художественного наследия».
Оставаясь верными своему стилю и избранным темам, известные мастера отечественного искусства показали свои работы последних и предыдущих лет.
Джаббаров И.
Рахимов Акбар
«СУСАННА И СТАРЦЫ»
Картина писались несколько последних лет, но задумана была гораздо раньше. В определенные временные промежутки, в моем творчестве вызревают автопортреты, перерастающие в портреты, картины, отражающие мое духовное и физическое состояние в этом промежутке времени. Так, в тридцать три года в возрасте успокоения Иисуса Христа родился мой автопортрет «Возращение с работы». Ныне замурован в Музее Искусств Республики Узбекистан.
Одной из тем моего творчества является работа над изображением обнаженного женского тела. Это пристрастие имеет, думается, генетические корни. Мои предки — античные греки воспевали в своем искусстве красоту обнаженного женского тела. К тому времени, во мне зрела идея, как передать отношение зрелого мастера на склоне лет к цветущей молодости. И мне вспомнилась довольно трагичная библейская притча из Ветхого Завета — «Сусанна и старцы». Эта притча описывается в 13 главе жизнеописания пророка Даниила (Данияра, в восточной транскрипции), мощи которого бережно перевез Великий Тимур в Самарканд.
Этот сюжет и лег в основу картины.
Случилось это в Древнем Вавилоне. У богатого купца Иоахима была красивая и богобоязненная жена Сусанна. Она часто гуляла в обед в своем большом саду, где се часто видели два старца, к тому времени, избранные старейшинами-судьями еврейской диаспоры. Одолела их похоть, и возжелали старцы красавицу. И в один жаркий день, договорившись, они проникли в сад где, в одиночестве, отпустив служанок, купалась обнаженная Сусанна. Старейшины стали ее домогаться, она отказалась и подняла крик. Закричали и они, ложно обвинив ее, спасая свои «шкуры», в блуде с молодым юношей. Собрался народ, который поверил старейшинам, и, но суровым обычаям того времени, решил забить ее камнями. По пути к месту расправы им встретился молодой, но уже известный, пророк Даниил. Он, всмотревшись в толпу и увидев заплаканное и, молящее о пощаде, лицо Сусанны, остановил людей. И, заподозрив неладное, и воскликнул: «Чист я от крови её!». Народ удивился. Даниил же сказал, что ведут они на смерть женщину невинную, не доказав ее виновность. И попросил разрешения допросить этих старцев, только отдельно друг от друга. Как и следовало ожидать, они дали противоречивые показания. Народ оправдал Сусанну, а старейшин сурово наказали, побив камнями.
По библейскому преданию их было в саду двое, но я добавил третьего, придав ему автобиографические черты. Он, этот образ, как авторский текст в романе. Он весь в белом стоит под яблоней, не ведая, откуда и для чего пришел. На лице старца безмерное и благоговейное восхищение красотой молодой женщины.
Много творческих усилий потребовали от автора и другие персонажи картины. Но их расшифровку оставим внимательному зрителю картины.
Несколько слов о пейзажном фоне картины. Для передачи ощущения историзма были изображены несколько зданий эпохи Древнего Вавилона. Но в основном, это наши горы предгорья, ведь за прошедшие тысячелетия ничего, особо, в природе не изменилось — те же деревья и горы. И еще, потаенное желание автора передать с помощью пейзажа, мысль о быстротечности человеческой жизни и вечности природы.
Библейская притча «Сусанна и старцы» занимала умы европейских художников многие столетия. Накоплен огромный иконографический материал. Автор этой картины надеется, что она продолжит звено этой традиции и отразит на новом историческом витке те духовные и нравственные ценности, что несет в себе этот позитивный сюжет.
Янис Сялпинкиди, живописец. 22.12.2022 г.
Умаров Абдурахим
Ш. Азимов
Юсупов Ш.
Выставка закончила свою работу 15 января 2023 года.
И ещё несколько фотографий с выставки.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.