Ташкент глазами художников или Художники и Ташкент (послесловие) Ч.1
Поиски биографий художников Узбекистана и их работ, упомянутых Риммой Еремян в статье «Ташкент и его художники», которая вышла в журнале San’at (Искусство) в 2010г, познакомили меня с множеством художников, изображавших Ташкент в своих работах . Порой это были художники, которые попадали в Ташкент волею судеб, жили в Ташкенте не долго, а некоторые родились в Ташкенте или в других городах Узбекистана, но учились и остались жить в Ташкенте. Мне захотелось показать Ташкент глазами этих художников. В работах встречаются уголки Ташкента, которые трудно узнать или напротив, очень знакомы тем жителям Ташкента, которые родились до 80-х гг. 20-го столетия. Конечно, я не претендую на полноту материала, но всё же, думаю, многим будет интересно взглянуть на эти работы.
Василий Верещагин (1842—1904)
Василий Верещагин — первый из русских художников, который в «Туркестанской серии» изобразил Ташкент. Сейчас трудно судить, на сколько правдоподобны строения улицы, изображённые на картине. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого», прочно удерживавшей малейшие подробности виденного и позволявшей возвращаться к ним спустя много лет, и на картине изображены дома ташкентских жителей второй половины 19 века. В Среднеазиатских городах и селениях дома строились так, что на уличную строну не выходило ни одного окна. Это делалось из оборонительных соображений. Дома в Ташкенте, кроме домов богатых горожан и знати, были с плоскими крышами покрытые глиной поверх соломы. В детстве мы с братьями играли на такой крыше хозяйственной постройки, поросшей по весне густой травой.
***
Сергей Иванович Светославский (1857-1931)
Сергей Иванович Светославский — украинский художник-пейзажист и карикатурист.
Сергей Иванович Светославский родился 6 октября 1857 года в Киеве, по происхождению – дворянин. В 1874 году С.Светославский семнадцатилетним юношей уехал в Москву и поступил на учебу в Московское Училище живописи, зодчества и ваяния. Наставниками Светославского были известные живописцы В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, В.Г.Перов…
В 1890-1900 годах С.И.Светославский путешествовал по Средней Азии, после чего в его произведениях появляются яркие и сочные краски. В новых жанровых картинах «Восточный базар», «Корабли пустыни», «Стадо овец в горах», «На далекой окраине» художник уделяет больше внимания жанровым мотивам.
В каких городах Средней Азии побывал С.И.Святославский мне не известно, но всё же, мне хочется показать одну его картину, которая, возможно, написана в Ташкенте. Хотя, не исключено, что это место может быть в Самарканде или Бухаре.
***
Бурцев Еремей Григорьевич (1894-1942)
Биографию Бурцева Е.Г. найти не смог, но в Интернете нашёл интересные факты из биографии художника.
Бурцев Еремей Григорьевич был членом Ташкентской студии АХР (Ассоциации художников революции).
Выдержки из статьи «Дело художников Казакова-Бурцева»
М.Донецкий тиснул … статью-донос «Ископаемые», где писал: «Нужно крепко ударить по рукам зарвавшихся «художников революции» — бывшего хозяйчика малярной мастерской Бурцева и «руководителя» студии Казакова. Нужно дать им почувствовать, что их методы воспитания и руководства устарели… ровно на тринадцать лет. Мы полагаем, что кое-кто (кое-кто — это ключевое слово) должен срочно (!!!) заинтересоваться ташкентским филиалом АХР.»
М.Донецкий привел на следующий день в газетном доносе «Ископаемые» слова Е.Г.Бурцева: «- Что НАША студия мешает исполнению ВАШЕЙ пятилетки? — Жидовня… Знаем ваши штучки!»
После этого фельетона М.Донецкого ГПУ оперативно в тот же день возбудило дело № 3950 по обвинению Е.Г.Бурцева и И.С.Казакова по 10-66 ст. и 142 ст. УК УзССР. 66-я ст. — это аналог 58-ой ст. в УК РСФСР, пункт 10 — антисоветская агитация. 11.02.1930 г. особое совещание коллегии ОГПУ (это и есть пресловутая тройка) выслала несчастных художников в Сталинабад (ныне Душанбе), в Таджикистан, сроком на три года.
Таким образом, для художников Е.Г.Бурцева и И.С.Казакова все еще закончилось относительно благополучно, три года пришлось таджиков учить рисовать.
http://jnike-07.livejournal.com/170776.html
История основания РХК им. М.Олимова. (Таджикистан), воссозданного на базе Сталинабадского Государственного Художественного Комбината, уходит в 30-е годы XX века.
…Большая заслуга в формировании коллектива и налаживания учебно-педагогического процесса в Колледже принадлежит его первому директору А.Абдулхаирову и преподавателям, приехавшим из других городов страны: Н.В.Розанову ученику И.А.Репина, Е.Г.Бурцеву, Н.Н.Бокову..
http://www.artculture.tj
***
Исупов Алексей Владимирович (1889- 1957)
Живописец, график
Родился в семье резчика по дереву в Вятке. Первоначальное художественное образование получил в иконописной мастерской. В 1908 приехал в Москву, поступил в МУЖВиЗ, где учился у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, а также в мастерской К. А. Коровина и В. А. Серова. Окончил Училище в 1913.
В 1914 был призван в армию, отправлен в запасной полк в Туркестан. В 1917 освобожден от военной службы по ходатайству Союза русских художников. В 1919 преподавал в Ташкентской краевой художественной школе. В 1920 переехал в Самарканд, где по заданию Комиссии по сохранению памятников истории и культуры зарисовывал мозаичные панно и архитектуру древнего города. Создал серию восточных пейзажей и жанровых сцен.
В 1921 возвратился в Москву. В начале 1920-х у Исупова были обнаружены симптомы туберкулеза, по настоянию врачей он уехал в Италию, поселился в Риме. В 1920-х — 1930-х много путешествовал по Италии, создавал пейзажи, бытовые сцены, портреты. Своими картинами довольно быстро добился известности в европейских художественных кругах, персональные выставки мастера с успехом прошли в Риме, Милане, Бергамо, Триесте, Турине, принимал участие также в выставках во Франции, Голландии, Бельгии.
Во время Второй мировой войны участвовал в итальянском Сопротивлении. Мемориальные выставки Исупова прошли в Кирове (1971), Москве (1973), Ташкенте (1977).
***
Аринин Михаил Александрович (1897–1967)
Живописец, художник-декоратор, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР.
Родился в селе Синодское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне Воскресенский район Саратовской области) в крестьянской семье. В 1914-1917 гг. учился в Боголюбовском рисовальном училище (ныне Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова) у А. О. Никулина. Затем служил в Красной Армии. В 1921-1923 гг. продолжил учебу у А. И. Савинова и П. С. Уткина. После 1924 жил и работал в Коканде (преподавал рисование), с 1935 – в Ташкенте. Во время Великой Отечественной войны выполнял плакаты для «Окон УзТАГ». Принимал участие в оформлении павильона «Узбекская ССР» на ВСХВ (1951–1954) и театра им. А. Навои в Ташкенте (1956–1957).
***
Григорьянц Константин Георгиевич (1877–1955)
Григорьянц Константин Георгиевич (1877–1955) – живописец, пейзажист. В 1896 – 1900 годах учился в Московском институте, а также в 1896 –1898 на курсах при Строгановском училище и в студии К.Ф. Юона в Москве (1914). Участвовал в выставках МОЛХ с 1910 году. В 1920-х годах был членом АХР. Групповые выставки в Ташкенте с 1938 по 1954гг. на Республиканских Художественных Выставках.
Персональные выставки прошли в Сухуми (1924), Краснодаре (1924;1930), Ташкенте (1951). Произведения художника представлены в Государственном музее природы Узбекистана, музее истории народов Узбекистана и др.
***
Волков Александр Николаевич (1886–1957)
Александр Волков жил в Ташкенте и , как многие художники своего времени, часто выходил сам и выводил своих учеников на пленер в город и за его окрестности. Старый город был излюбленным местом для многих художников того времени.
***
Амшей Маркович Нюренберг (1887 — 1979)
Амшей Маркович Нюренберг (1887, Елисаветград — 1979, Москва) — украинский, российский и советский художник, график, искусствовед, автор мемуарной прозы.
Во время Второй мировой войны (1941—1943гг) находился в эвакуации в Ташкенте (Узбекистане). На протяжении жизни Нюренберг работал в разных стилях — от модернизма до реализма, всегда оставаясь верным традициям Парижской школы.
***
Александр Аркадьевич Лабас (1900 — 1983)
Александр Аркадьевич Лабас (19 февраля 1900, Смоленск — 30 августа 1983, Москва) — советский художник, член группы ОСТ, представитель русского авангарда 20-х — 30-х годов.
Родился в Смоленске 19 февраля 1900 года Родители — Аркадий Григорьевич (Айзик Гиршевич) и Хая Шауловна. В 6 лет начал заниматься живописью в частной студии художника В. Мушкетова. В 1910 году отец Лабаса, журналист и издатель, переезжает с семьей в Ригу, а в 1912 году в Москву. Лабас поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище.
Параллельно занимается в студии Ф. Рерберга, затем в студии И. Машкова. С 1917 года обучается в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС) сначала в мастерской Ф. Малявина, а затем в мастерской П. Кончаловского. Учится у К. Малевича, В. Кандинского, П. Кузнецова, К. Истомина, А. Лентулова. В 1919 году — художник 3-й Армии Восточного фронта. С 1924 года по приглашению В. Фаворского преподает во ВХУТЕМАСе живопись и цветоведение.
Один из членов-учредителей ОСТ (Общество станковистов). В 20-е — начале 30-х годов активный участник международных выставок. В 1935-36 гг. обвиняется в формализме, его работы не приобретаются музеями, не принимаются на выставки.
По-видимому, Александр Лабаз был в Ташкенте в 40-е годы во время войны, т.к. все работы, посвящённые Ташкенту, датированы 1942 и 1943гг.
***
Оганесов Тачат Амаякович (1922 – 1991)
Художник -живописец. Член Союза художников СССР.Заслуженный деятель искусств Уз ССР(1968). Профессор. Окончил Республиканское художественное училище(1944–1947), учился у А.Волкова, В.Уфимцева, П.Гана, и институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина(1947–1953) у Б.Иогансона и Мыльникова А.А. Преподаватель РХУ(1953). С 1954 года преподаватель Ташкентского театрально-художественного института. В первой половине пятидесятых годов проходит путь творческого становления Т. Оганесова. В живописи он отдает предпочтение холодному колориту. Цветовая гамма в портретах всегда обусловлена эмоциональным состоянием изображаемого человека. Любимые жанры: психологический портрет.
***
Брынских Борис Александрович (1924-1998).
Брынских Борис Александрович (1924-1998). Засл. художник УзССР. Живописец, график, профессор.
Закончил республиканское художественное училище (Ташкент,1948г).
Брынских Борис — художник, хорошо знающий народную жизнь, её своеобразные черты, верно подмечающий характерные детали ,придающие картинам национальную специфику.
Глинобитные дома, дувалы, величественные чинары, серебристо-зеленеющие тополя. Картины воспринимаются как яркие, живые сценки их жизни народа.
Излюбленные мотивы Брынских Бориса- старый город Ташкента, его улочки, окрестные сады….мечети.
Большая коллекция картин находиться в музее искусств Узбекистана (Ташкент), в коллекции Галереи Национального банка Узбекистана (Ташкент)
Произведения художника заслуженно вошли в золотой фонд современной живописи Узбекистана.
***
Х.Жунайдуллаев
***
Семён Стрибный (1917-1977)
Живописец. Уроженец Воронежской области. В Узбекистане с 30-х гг. Воспитывался в детском доме, занимался в изостудии. Фронтовик, воевал на Дальнем востоке. В послевоенные годы закончил РХУ в Ташкенте. Работал в мастерских Художественного Фонда Узбекистана. Автор жанровых полотен, пейзажист. Трагически погиб в 1977 году.
***
Мельников Евгений Павлович ( 1928 -2010)
Живописец, поэт. Народный художник Узбекистана. Родился в 1928 г. в г. Бузулуке. (Россия). С 1948 г. жил в Узбекистане. В 1953 г. закончил РХУ им. Бенькова, затем, в 1960 — ТТХИ им. А. Островского. Член СХУз, участник выставок и пленэров в республике и за рубежом. В 1964-1972 гг. — преподаватель РХУ в 1984-1988 гг. -преподаватель ТТХИ. Мастер жанровой живописи, автор знаменитых полотен «Улак», «Скачки на Ташкентском ипподроме», «Лирика» и др. Успешно работал в разных жанрах — портрете, пейзаже, натюрморте.
***
Иван Енин (1929-1991)
Родился в с. Черновка Новосибирской области. Учился в РХУ в Самарканде у С.Редькина (1947-1952гг.), затем в в ТТХИ у В.Уфимцева.Преподавал в театрально-художественном институте. Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель культуры Узбекской ССР. Работы Енина Ивана Ивановича входят в коллекции Третьяковской галереи, музеев Алтайского края, музеев Узбекистана и частных лиц.
***
Юрий Зорькин ( 1932г. рождения)
Родился художник в 1932 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород, Россия). С 1946 живет в Узбекистане. В 1950 г. поступил в Республиканское художественное училище, где его педагогами были С.Ракова и Т.Оганесов, а сокурсниками Р.Чарыев, А.Перов, Б.Токмин и А.Чертов. Учеба была прервана службой в армии и продолжена в 1955 году. После окончания училища в 1958 Ю.И.Зорькин работал в издательстве «Учпедгиз», а затем, в 1960-1965, продолжил профессиональное обучение в Ташкентском театрально-художественном институте, где его педагогами были Р.Ахмедов и М.Саидов.
Творческий диапазон художника широк и разнообразен – станковая живопись, рисунок и акварель.
Прекрасная работа. Очень нужная.Много нового нашла для себя. Спасибо огромное
Буду ждать продолжения. Творческих успехов автору.
Умар спасибо, замечательнач подборка, достойная альбомной публикации. Очень надеюсь на продолжение.
Дорогой Умар,
Огромное спасибо!Вы проделали очень большую и нужную работу. Мало того, что вы вновь познакомили нас с прекрасными работами наших художников, вы еще раз вернули их к жизни через свой блог. Сейчас пишу наспех, еще не все внимательно просмотрела, буду читать и смотреть не спеша, смаковать. Восхищаюсь вами! Успехов вам и здоровья.
Всем добрый день! Я дочь художника Анвара Назырова, который дружил с отцом Римы Варшамовны.
Мне срочно нужен домашний телефон или E-mail Риммы Еремян. Заранее большое спасибо!
Здравствуйте, пытаюсь определить автора не законченной картины с изображением чайхоны. Из Ташкента. Техника похожа на С Светославского и на А Исупова. Если Вам интересно , отправлю изображение