Волков Александр Николаевич
За подъемом всегда вьется дым очага
И всегда открывается новая даль.
Сколько верст я кругом отшагал,
Чтоб сравнить глаза и миндаль.
Волков А.Н.
Волков Александр Николаевич (1886–1957), русский художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии. А. Н. Волков родился в 1886 году в г. Скобелеве — нынешней Фергане, в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил на естественный факультет Петербургского университета, но, проучившись два года, оставил его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств, в классе В. Е. Маковского (1908-1910). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в мастерской М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910-1911). Свое обучение А. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912-1916), у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского, где он познакомился с А. А. Экстер и А. Г. Тышлером. Он восторгался мозаиками Софии Киевской и заворожившими его росписями М. Врубеля в Кирилловской церкви. Под влиянием творчества М. Врубеля и древнерусской живописи художник создаёт свои первые самостоятельные работы.
Вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент), Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления, нашел только ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии «Горный кишлак» (1926-27). Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. Жил в Ташкенте. В 1927–1930 был членом местного объединения «Мастера нового Востока».
Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна, реминисценции «кристаллической» живописи М.А.Врубеля (Персиянка, 1916, Музей искусств народов Востока, Москва). Влияния кубизма органично соединились с навеянной искусством ислама орнаментальной плоскостностью форм в серии Восточный примитив (1918–1920, темпера). В первой половине 1920-х годов присущие его манере монументальность ритмики и мощная энергия колорита, порой претворенные в полуабстрактную футуристическую игру чистых природных стихий (Караван 1, Третьяковская галерея, Москва; Караван 3, Музей искусств народов Востока; обе работы – 1922–1923), достигли драматической кульминации в известнейшем полотне Волкова – Гранатовая чайхана (1924, там же), где патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно.
Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин русской живописи.
Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок (Девушки с хлопком, 1932, там же). Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость.
Не раз ошельмованный за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему уникальный, «неофициально»-экспрессионистский образ войны, картину Пиета (1944, собственность семьи художника, Москва). Он был сильным и во многом талантливым человеком — всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы. А потому и сохранил свою личную и профессиональную независимость.
Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Он преподавал в Ташкентском художественном училище (1916-19), Туркестанских, художественных мастерских (1919-21), в Ташкентском художественном техникуме (1922-46). Назым Хикмет в 1959 г. писал о художнике: «Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!..» Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства России и для истории формирования национальной туркестано-узбекской школы живописи.
Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957.
www.krugosvet.ru, http://old.tretyakovgallery.ru, www.artsait.ru/art , http://fdculture.com, www.rassom.uz
Вот ещё несколько работ А.Н.Волкова:
[…] искусства Узбекистана открывает статья о Волкове Александре Николаевиче, который своим творчеством и педагогической работой […]
добрый ночи!
я не могу найти информацию по турфанской живописи, живописи «афросиаб» и по суфи-арту.
где можно найти такую информацию, нужно много статей!?
[…] с местной культурой мы ценим полотна Усто Мумина и А.Волкова, М.Курзина и В.Уфимцева, которые в свое время были […]