Русский авангард в песках Каракум Ч.2 (Russian avantguard in Karakum songs Р.2)

Среднеазиатский раздел коллекции представлен работами художников, многие из которых получили образование в Москве, Петербурге, Киеве и приехали в Туркестан, связав свою жизнь с этим краем. Среди них — Л.Бурэ, Г.Никитин, О.Татевосян, В.Еремян, А.Николаев, А.Волков, В.Уфимцев, Р.Мазель, П.Беньков, Н.Кашина, А.Ермоленко, З.Ковалевская Е.Коровай, Е.Маркова, Н.Карахан и др. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, и их творчество стало неотъемлемой частью зарождавшейся новой художественной культуры Узбекистана. Восток был для них привлекательным и загадочным, но и реальным миром, ставшим неотъемлемой и органической составляющей их художественной философии. В этом одно из принципиальных отличий этой части коллекции от внесреднеазиатской.

Художники Л.Бурэ. Г.Никитин, И.Казаков, П.Беньков и его ученица З.Ковалевская использовали приемы импрессионистической живописи: богатая солнцем природа Узбекистана давала великолепные возможности для такого воплощения. Произведения П.Бенькова до сих пор остаются непревзойденными по передаче световоздушной среды, игры света и тени («Дворик в Хиве», «Ляби-хауз»). В этом же направлении работала его талантливая последовательница З.Ковалевская, создавшая к концу 1920-началу 30-х годов целый ряд замечательных жанровых картин («У хауза»). Урбанистические пейзажи группы Бенькова этнографичны, но составляют основу живописной школы, показывающей особенности жизни света в мистических уголках среднеазиатской тени. Это то искусство, которое не стыдясь своего упорства и откровенного обращения к оскорбленным канонам, создавало свой непритязательный мир невостребованных тайн.


benkovpp-ashhana-in-bukhara benkovpp-kalyan-minaret benkovpp-near-the-hauz

bure-ll-zindan

Второе направление наиболее ярко отразилось в творчестве художников, представляющих так называемый узбекский авангард 1920-1930 годов, пытавшихся синтезировать модернистские тендепии западного искусства с культурой Средней Азии. У истоков этого западно-восточного феномена стояли художники А.Исупов, А.Волков, А.Николаев, О.Татевосян, У.Тансыкбаев, В.Уфимцев, М.Курзин, Е.Коровай, Н.Кашина и др. Их творчество естественно отличается своими индивидуальными особенностями. Но включение их в общее направление авангардных поисков оправдано генезисом их творчества. Оно инспирировано авангардными тенденциями, охватившими все западноевропейское и российское искусство начала 20 века.

Эти новые веяния в искусстве наиболее ярко проявились в творчестве одного из столпов живописи Узбекистана А.Волкова, который хорошо был знаком с процессом революционных изменений в современном ему искусстве. Его больше привлекали живописная фактура полотна, игра формы и цвета. Стилистические новации А.Волкова продолжали традиции русского посткубизма, внесшего коррективы в традиции основоположников этого направления – французских кубистов (Ж.Брак и П.Пикассо). В поиске нового живописного языка, с помощью которого он стремился передать свое понимание Востока и сущностных качеств окружающего мира, художник обращался к творчеству Врубеля («Натурщик»). В ряде его работ, нацеленных на создание монументальных полотен, ощущается влияние известных мексиканских мастеров Риверы, Сикейроса, Ороско (в основном полотна конца 1920 — начала 30-х годов — «Красный обоз», «Сбор хлопка», «Весенние работы», «Караван»). Однако, обладая тонким живописным чутьем, он избегает цитат и создает оригинальные произведения, в которых экспрессивная стилистика лишь подчеркивает ориенталистские впечатления художника…


Другой яркий художник А.Николаев, увлеченный поисками синтеза традиций русской иконописи и восточной миниатюры. А.Николаев был замечательным рисовальщиком, в его творчестве преобладали линеарное начало и строгая тональная разработка светотени. Увлечение Николаева Востоком было настолько серьезным, что он решает принять мусульманство и выбирает себе псевдоним Усто (мастер) Мумин (покорный). Он выразил свою философскую и художественную концепцию восприятия Востока как поэтического и одновременно экзотического мира грез («Весна», «Мальчик с беданой», «Жених» и др.).В коллекции хранятся великолепные рисунки Усто Мумина, более широко представляющие творческие устремления мастера 1920 годов. К началу 30-х годов художник также как и А.Волков вынужденно обращается к методу соцреализма и создает ряд полотен, которые значительно уступают произведениям предшествующего периода («Старометодная школа»).

nikolaev-av-usto-mumin-brideroom-smol

Подобну Усто Мумину, поиски синтеза восточной миниатюры и традиций модернистской европейской живописи (Сарьян, Матисс, Гоген) осуществляет в начале 20-х годов О. Татевосьян. В конце 20-х годов он создает ряд картин, в которых эта творческая устремленность художника находит наиболее полное выражение — «Деревня», «Отдых у хауза», «Комсомольская бригада».

tatevosyan-ok-villag-smol

Впрочем, наиболее раннюю попытку западно-восточного синтеза (икона-миниатюра) справедливо связывать с широко известной, красочно-декоративной композицией А.Исупова (обучавшегося в иконописной мастерской и с середины 1910 годов по 1923 год жившего в Туркестане) — «Чайханщик» или «Восточное кафе» (у картины широкая датировка 1914-1921 годы), также хранящейся в Нукусском музее.

isupov-av-eastern-cafe-smol

Эволюция творчества А.Волкова и А.Николаева стала отражением общих процессов, происходивших в живописи Узбекистана на рубеже 20-30-х годов, когда соцреализм упорно вытесняет творческие поиски предшествующего десятилетия. Однако значение искусства этих первых узбекистанских авангардистов вышло за рамки упомянутых десятилетий и оказало сильное влияние на все формирование национальной школы искусства второй половины 20 века.

Их творчество и особенно пластические поиски А.Волкова имели решающее значение для творчества художников следующего поколения —У.Тансыкбаева, Н.Карахана, А.Подковырова, П.Щеголева, первые самостоятельные работы которых, проникнутые идеями постимпрессионизма, появились на рубеже 1920-1930 годов. Эта группа художников пыталась синтезировать традиции декоративной красочности Востока и экспрессивную силу европейской живописи начала 20 века.


Особенно примечательно гворчество У.Тансыкбаева — одного из первых национальных художников Узбекистана. Испытывая естественное воздействие творчества А.Волкова, он, тем не менее, пытался найти собственную манеру живописи, основанную на яркой и сочной декоративности цвета. Такая смелая мажорная палитра характерна для его работ «Портрет узбека», «Казашка», «Багряная осень». Контрастное, но достаточно органическое сочетание локальных -красных, синих, зеленых — цветов создает мажорное радостное ощущение жизни и свидетельствует о внимательном изучении художников европейского постимпрессионизма и традиций местной народной культуры. В пейзажах У.Тансыкбаева этого периода также преобладает плоскостная декоративная манера письма («На Чирчике», «Сиреневая дорога»), но в некоторых из них («Сыр-дарья») уже проступает почерк мастера больших пространственных решений, блистательно проявленного им в картинах послевоенного периода. Удивительно красочны и акварельные работы мастера 30-х годов — «Самарканд», «Аул» и др.

Яркая декоративность цвета и одновременно монументальное звучание, поэзия пластических ритмов и подчеркнутая наивность угловатых фигур персонажей отличает картины своеобразного мастера Н.Карахана «Поливальщик», «Две девушки у хауза»), творчество которого не избежало характерных для художников его поколения метаморфоз — от авангардных. свободных поисков к реалистически достоверным пейзажам послевоенных.

Другое крыло авангардных тенденций в искусстве Узбекистана 1920-1930 годов представляет творчество М.Курзина, испытавшего на рубеже 1910-1920 годов воздействие кубофутуризма и супрематизма и близкого ему по концепции В.Уфимцева. Их искания также были направлены на синтез восточных и европейских традиций, но пластическое воплощение этой идеи отличалось от группы А.Волкова и исходило из принципов неопримитивизма, близкого эстетике русского народного рисунка — лубка, усиленного воздействием гротесковой выразительности экспрессионизма. В этой стилистике М.Курзиным была исполнена серия гротесковых работ на темы старого узбекского быта: «В гости», «Чайхана», «Старое» (1926).

kurzin-mi-in-chaykhana-smol

Интересны работы В.Уфимцева 1924-1929 годов, в которых поиск нового стиля сопровождается использованием разных техник и материалов — гуаши, масла, аппликаций, коллажа — «Самарканд», «Казашки» и др. Великолепны графические серии (акварель, гуашь, карандаш) этих двух художников, хранящиеся в фондах Нукусского музея (среднеазиатские рисунки и серия «Китайский театр» М.Курзина, акварельные работы В.Уфимцева «Женщины», «Музыканты» и др.).

ufimtsev-vi-musicians-smol

Своеобразно творчество Е. Коровай — супруги М.Курзина, прожившей в Узбекистане с 1927 года по 1947 год. Ее лучшие работы среднеазиатского периода, хранящиеся в Нукусском музее, посвящены жизни и быту еврейских кварталов Бухары («Синильщики», «Бухарские розовые женщины», «Утро»). Это удивительно притягательные по колористическому мастерству картины, в которых игра и переливы нежных, почти прозрачных цветовых оттенков придают казалось бы приземленным бытовым сюжетам некую романтическую, а порой и мистическую окраску. За этой магнетической красивостью цветовой ауры скрывается и стремление художницы к более глубокому, социальному изучению этого феномена бухарской культуры («Портные», графические работы «Самоубийца. Еврейская слобода», «Парикмахер» и др.).

korovay-el-dyers-krasilshiki-smol

Возможно, не столь авангардно творчество Н. Кашиной, но ее работы конца 1920-начала 30-х годов поражают необычной цветовой выразительностью, смелостью живописных мазков и колористических сочетаний. Показательны в этом отношении насыщенные ярким цветом картины «Дети», «Розовый Самарканд» и «У Шердора».

Благодаря усилиям первой плеяды живописцев Узбекистана, создаются различные школы и изостудии, способствовавшие формированию национальных художников.

На вопрос – какой авангард хранит Нукусский музей – можно с уверенностью ответить – важнейший пласт классического мирового авангардного искусства первой половины 20 века. Но коллекция Нукуса – это не только перечень имен и стилевых направлений – это некий ансамбль, приобретший свою жизнь в качестве самостоятельного феномена благодаря труду его собирателей и хранителей. И в этом ансамбле есть свои шедевры и свои сенсационные открытия удивительных художников, своя жанровая и тематическая особенность…

Гордостью музея является поразительно впечат-ляющая картина «Бык» — знаковая метафора всей коллекции. Творчество ее автора В.Лысенко достойно отдельной монографии…

Огромное количество неизученных рисунков коллекции открывает новые грани творчества уже известных мастеров — неожиданные и виртуозные рисунки У.Тансыкбаева, М.Курзина, В.Уфимцева, А.Волкова, А.Сафроновой, Ю.Разумовской, М. Ле Дантю и других мастеров — это сенсации, которые еще широко не объявлены…

В коллекция вся палитра жанров — очень много пейзажей, портретов, натюрмортов, меньше бытовых картин и уж совсем редки исторические жанры… С высоты сегодняшнего дня можно рассматривать работы, представленные в коллекции, как некую социальную утопию и миф, однако художественная выразительность полотен ставит их авторов выше всяких исторических оценок и смело вводит их в магический круг явлений мирового искусства.

Акбар Хакимов

Ниже , уважаемые читатели и гости блога можно прочесть краткие биографии художников, произведения искусства которых, представлены в данном каталоге.

Если кто то желает посмотреть другие работы мастеров русского авангарда, хронящихся в Нукусском музее Каракалпакистана (Узбекистан), можно пройти по этой ссылке на сайт музея. http://museum.kr.uz/

1 комментарий
  • Татьяна:

    Здравствуйте. Хотелось бы подробнее узнать о творчестве Ермоленко А.С.и увидеть репродукции его картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *