Белое и черное, цветное или тюбетейки Узбекистана. (White and black, colour or Skullcaps of Uzbekistan.)
На открытии выставки ферганцев случай свёл меня с Ириной Богословской, которая выступила и процитировала стихи Александра Волкова о тюбетейке. Уже несколько дней спустя Юра Усеинов показал мне альбом об Узбекских тюбетейках, одним из авторов, которого была Ирина. Я открыл альбом и не мог оторваться. В альбоме множество исторических фотографий от конца XIX до XXI века, текст об исследовании эволюции тюбетейки. Вот почему я решил написать об этом изумительном альбоме, который вышел в свет в 2006 году в Ташкенте, но, к сожалению, в широкую продажу не поступил. Приведу краткий анонс этому, без сомнения, необходимому для Узбекистана альбому об узбекских тюбетейках. Начну с выдержки из «Эссе о тюбетейке», написанной известным Узбекским художником Сергеем Алибековым.
*****
Белое и черное. Два полюса — два начала. Поле черного квадрата — космос, тьма. Четыре белых элемента — круговорот, знак солнца. Образуется вихрь, в котором цепенеет и пропадает взгляд. Через мгновение ты сгинешь в исподволь приближающейся воронке — спокойствие, гармония.
Кого благодарить за эту деталь национального костюма, за эту вершину прикладного искусства? Казалось бы, все предельно просто, но, очевидно, подобная доступность и открытость и вызывает невероятный восторг. Черный купол, будто напоказ, оттеняет макушку головы, где расположились четыре завитка: миндаль или перец, или крыло фазана, кто знает? Остается лишь крохотное зияние между нашей догадкой и неуловимой дрожью постоянно ускользающей истины. Может, и к лучшему, поскольку в данном случае мерцание, зыбкость, неопределенность доставляют нам колоссальное наслаждение…
Сергей Алибеков
«Эссе о Тюбетейке»
*****
Альбом «Тюбетейки Узбекистана XIX-XX веков» знакомит с историей и развитием такого вида национального декоративно-прикладного искусства, как тюбетейка; на основе образцов, имеющихся в обширной коллекции Государственного музея истории Узбекистана АН РУз, а также частных собраниях, рассказывает о различных ее разновидностях и локальных особенностях, помогая читателю проследить сложный процесс эволюции этой составляющей узбекского национального костюма, ее содержании и стилях. Иллюстративная часть альбома представляет различные тюбетейки, бытовавшие ранее и бытующие в настоящее время в различных регионах Узбекистана.
Подобное издание предпринимается впервые. Оно предназначено искусствоведам, историкам, этнографам, студентам и преподавателям, всем, кто интересуется историей, культурой и бытом народов Узбекистана.
Skullcaps of Uzbekistan, 19th-20th Centuries is an introduction to the history and development of the skullcap as a form of national decorative and applied art. On the basis of pieces from the extensive collection of the State Museum of History of Uzbekistan and private collections, it describes the various forms and specific local variations, guiding the reader through the complicated evolutionary process of this element of Uzbek national costume, its substance and style. The album’s illustrations exhibit different kinds of skullcaps worn in the past and still worn today in various regions of Uzbekistan.
This is the first such publication on the subject. It is intended for art historians, historians, ethnographers, students and teachers, and all readers interested in the history, culture, and way of life of the peoples of Uzbekistan.
*****
… Для каждого заинтересованного в «центральноазиатском» искусстве, текстиле, или в общей истории одежды, книга значительно насыщена информацией. Фотографии отличные и первоклассный перевод, сделанный Адамом Альбионом — мужем Богословской. Авторы книги, обе — исконные жители Узбекистана, представляют материал и глубину знания, недостающие Западным авторам, которые слишком часто делают вид, что знают предмет, чтобы маскировать поверхностное понимание местной истории.
Anahita Gallery, Inc
http://www.anahitagallery.com/
Я думаю, что этот альбом не издан на французском яз.
Можно ли его достать в Париже или по интернету ?
В далеком прошлом у меня состоялась встреча с специалистом прикладного искусства и до сих пор жалею, что я не смогла дать в известность о значениях рисунков на тюбетейках.
Спасибо заранее за ответ.
Еще один вопрос : будет ли рубрика об архитектуре. Для меня в искусстве только в этом направлении есть прогресс. Какое Ваше мнение об этом.
Привет из Парижа !