Ташкент — МКСК и «100 знаменитых видов Эдо» японского художника Хиросигэ Утагавы

23 января 2012  в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы открылась выставка репродукций известного японского художника   X. Утагавы «100 знаменитых видов Эдо».  Это серия гравюр японского художника Хиросигэ Утагавы, созданная им в период 1856—1858гг.

Привожу пресс-релиз выставки полностью, без сокращений.  Статья написана специалистом с полным пониманием предмета.  Сожалею, что не могу представить фотографии всех гравюр. Показываю несколько удачных снимков и несколько изображений гравюр, взятых их Интернета (Яндекс-картинки).


Утагава Хиросигэ (1797—1858) — японский художник-график, представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии.  Автор не менее чем 5400 гравюр.

Эта серия — последняя из созданных мастером. Он начал её в тот год, когда удалился от мира, уйдя в буддийский монастырь (1856). Через два года он скончался от эпидемии холеры в возрасте 62 лет.
Серия включает 119 листов вертикального формата (oban tateye), объединенных общим сюжетом — изображением пейзажных и бытовых зарисовок города Эдо. Она является самой большой серией ксилографии этого размера, напечатанных в технике нисики-э[2] из когда-либо созданных в Японии.
Гравюры расположены не в хронологическом, по мере создания художником, порядке, а сгруппированы по темам — сезонам: Весна — 42 листа, Лето — 30 листов, Осень — 26 листов, Зима — 20 листов.

Весенние пейзажи

Эта серия была напечатана в очень большом количестве оттисков, поэтому её листы являются наиболее легкодоступным для покупки из всех произведений Хиросигэ. Но с большим количеством копий связано одновременно то, что более поздние листы отличаются плохими оттенками и блеклыми цветотональными переходами. Первые оттиски можно опознать по наличию бокаши — специальной техники, используемой для градации цвета, примененной в заглавном картуше[3].

Зимние пейзажи

Летний пейзаж                                           Осенний пейзаж

Тема города Эдо (Токио) была одной из самых любимых художником, родившемся в нём. Всего на протяжении своей жизни он создал порядка 1080 листов, где бы фигурировала эта столица. В данной серии он осветил не только красоту Эдо, но включил также отсылки на историю, обычаи и легенды. Темой изображения гравюр послужили не самые известные места города, а те, которые заинтересовали мастера своей живописностью. Примерно треть листов показывает воду, которая окружала Эдо в ту эпоху. Горы, в особенности пик Фудзи, также фигурируют на пейзажном фоне.

Пейзажи с видом на Фудзияму.

Пейзажи серии отличаются своей декоративностью. Интересная особенность — цветные картуши с надписями являются композиционными акцентами листа и включаются художником в его колористическую структуру. Поэтому их расположение не фиксировано. Подобное использование надписей встречалось у Хиросигэ и раньше, но только в данной серии оно столь максимально продумано.

Прогулка

Художник использует яркие, разнообразные цвета, необычную композицию и ракурсы. Подобная декоративность — новое качество, развившееся в творчестве Хиросигэ только в 1850-е годы. Большинство пейзажей, созданных Хиросигэ в этой серии, принадлежит к двум типам: виды с декоративными чертами или же зарисовки с натуры.

Эти фотографии из Яндекс — картинки.

В первом типе на первый план выдвигается какой-либо предмет (птица, ветка, кусок дома), и через него вдали показан пейзаж. Таким противопоставлением планов передается глубина пространства
(порой она акцентирована гипертрофированной линейной перспективой в стиле укиё-э XVIII в.). Описанный композиционный прием — необычен для пейзажа укиё-э. Благодаря ему создается эффект присутствия зрителя. Природа передана в восприятии её человеком.

Второй тип, натурные зарисовки, более традиционен и напоминает работы мастера 1830-х гг. благодаря мягкому лиричному настроению, и порой выглядят как фрагменты горизонтальных композиций.
Самыми удачными пейзажами считаются т. н. энкэй («виды издали»), где контрастное противопоставление планов соединено с точкой зрения сверху, что позволяет развернуть
далекие горизонты.

В конце поста пару фотографий с выставки:

Любители японской гравюры         Г-жа  Ёшико Сайто, Сергей  Савчук-Курбанов и переводчица

 

1 комментарий
  • Приветствую вас ,уважаемая служба поддержки http://art-blog.uz/!! Рубрика у вас -замечательная ,приятно смотреть на гравюры ,а еще художники -вестники Бога ,поэтому их видение так важно всем нам. Приятно ,что в Ташкенте проходят такие замечательные выставки . У нас в России ,в Ярославле тоже очень хорошее отделение Союза Художников и иногда там выставляется художник по имени Владимир РЕУТОВ ( эмаль ,медь ,пейзаж) ,может слышали ? Желаю вам и вашим творцам добра и мира ,желаю процветания моему любимому Узбекистану .Счастья вам !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *