Рядом с Художниками. Записки Веры Жосан
Издательством журнала «San’at» (Арт, Искусство) Академии художеств Узбекистана в 2009 году в количестве 200 экземпляров была издана книга — воспоминания жены Варшама Еремяна известного художника — авангардиста и художника кино Веры Жосан под названием «РЯДОМ С ХУДОЖНИКАМИ». Главный редактор журнала «San’at» Юлия Сырцова предложила разместить эту книгу на art-blog.uz в pdf формате .
Кто читал воспоминания Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь», где он рассказывал о встречах с поэтами, писателями, художниками конца 19-го и первой половины 20-го века, тот поймёт, что данное издание восполняет пробел повествования о художниках 20-30-х гг, творивших в Узбекистане.
Выкладываю текст-предисловие к книге «Рядом с художниками» от издателя. Прочитав предисловие, Вам, уважаемые читатели, захочется
прочитать всю книгу. Для чего надо будет скачать pdf файл размером 5,04Мб.
От издателя
Мне не довелось быть знакомым е автором публикуемых записок Верой Авраамовной Жосан, но я был наслышан о ее душевных качествах, вкусе, литературной образованности. Погрузившись в чтение рукописи, я нашел этому подтверждение. Рукопись представляет собой записки, сделанные на листах писчей или оберточной бумаги, четвертушках миллиметровки, листках почтовою набора, в линованных школьных тетрадках и хозяйственных конторских книгах. Ясно, что это записки для себя — «обрывки» памятных встреч, разговоров, увиденных картин и прочитанных книг. Наспех набросанные строчки поверх конвертов сделаны в продолжение разговоров со своими адресатами.
Среди бумаг много стихов, большей частью из поэтических сборников. Это строки, затронувшие чем-либо душу, созвучные ее сиюминутному настроению, переживаниям женщины. Их много. Подступив к чтению, я прикоснулся к изменчивости настроения пишущего и, взяв наугад первые листки-выписки, приготовился:
«Есть горечь нежная
полночною порой
внимать медлительным
шагам воспоминаний».
Но ничего похожего на горечь утраты в «Записках Веры Жосан» я не нашел. Я встретил веру, незамутненную радость встречи с незабытыми, а частью вызволенными из забвения, именами. Короткие записки сделаны Верой Жосан в последние годы жизни. Она всегда увлеченно рассказывала о художниках, сохранила привязанность к художественной среде и страстный интерес к динамике развития искусства. Скажем и то, что ее отличало личностное отношение к людям и художникам в том числе. Но эта человеческая заинтересованность окрашивает ее страницы в теплые тона приязни, сочувственной оценки жизненных ситуаций, любви.
В 1929 г. семья Жосан покидает Самару н переезжает в Среднюю Азию. С этой даты, с самаркандских встреч мы и начинаем публикацию.
Условно вес записи можно разделить на три части: Самарканд. Город и художники. — Переезд в Ташкент. Киноработники. — Общее. За окном. Но Самарканд, память о городе, его колористической партитуре и его художниках проходит сквозь все разделы, живет в се памяти и живых контактах с самаркандцами. Естественно, что в публикуемых воспоминаниях большое место занимает В. Н. Еремяи, брак с которым продолжался 26 лет. Ему отводится роль одного из лидеров, и с этой оценкой согласятся изучающие историю искусства Узбекистана.
Вера Авраамовна скромно оценивала свое место спутницы художника, но знавшие ее говорили о внутренней горячности, готовности «служить», отказавшись от себя. Уже после кончины Варшама Никитовича в Ташкент пришло письмо от художника П. А. Кускова. Много лет он работал в Узбекистане и лишь в первые послевоенные годы вернулся в Россию. Письмо краткое, его завершающие строки приведем здесь как отвечающие нашему впечатлению. «Когда вспоминаю Самарканд, жизнь и Вас, Вера, мне всегда мысленно хочется сказать Вам — Спасибо. Не знаю за что. Наверное, за ту простоту и человеческое тепло, которым Вы были так богаты». (Петродворец Лениградской обл. Штамп отправки 3.11.1969. Петр Кусков).
Передают, что в последние годы, уже не выходя из дома. Вера Авраамовна говорила, что прожила счастливую жизнь — оттого, что судьба подарила ей встречи с интересными людьми, и — «они всегда со мной».
Мы надеемся, что эту радость встреч ощутит и внимательный читатель, которому мы дадим возможность соприкоснуться с разными человеческими характерами.
Перебирая стихотворные выписки, невозможно отделаться от музыки слов и понимается, что это важная составная переживаний и образною восприятия нашего автора. Их невозможно пропустить, не встроить в графически оформленное течение мысли.
«Я сожалею, что и ты
Когда-нибудь уйдешь навеки
Из мира, где цветут цветы
Ив берега стучатся реки».
Мне остается лишь подхватить мелодию светлого прощания и сказать так, как сказал бы автор публикуемых записок Вера Жосан: «Я ухожу. Со мной уйдут люди, которых помнила я и в них любила жизнь и видела смысл пребывания «на этой колючей и грешной земле». Быть может, на этих листках удастся сдержать трепетную частицу их бытия».
Нодир Норматов
Скачать фаил здесь или на сайт- баре справа в разделе Blogroll
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.