Художники и Ташкент Ч.4

Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство)  №1 ,№2 от 2010г..  Первые две части смотреть  здесьЧ.1,  здесь Ч.2  и  здесь Ч.3. 

Небольшое отступление от текста автора.

Несомненно, в когорту художников эпохи становления узбекской школы живописи, эпохи Волкова, Новикова, Курзина, входил Уфимцев Виктор Иванович.

Уфимцев Виктор Иванович (1899-1964 гг.)

В.И. Уфимцев родился в 1899 г. в с. Барнеевка на Южном Урале. После окончания в 1917 году Омского коммерческого училища поступает учиться на курсы рисования и живописи, окончив их в 1919 г. С этого времени начинается активная творческая деятельность В.И.Уфимцева. В начале творческого пути под влиянием Д. Бурлюка, который в то время находился в Омске с творческими выступлениями, Уфимцев увлекается футуризмом и со своими единомышленниками образуют группу «Червонная тройка» (по аналогии со столичным «Бубновым валетом»). В 1920 г. работает в клубе Красной Армии и участвует в поездках на агитпароходе «111 Интернационал», что помогает ему в выработке своей творческой позиции.

Увлечение футуризмом и другими новейшими течениями в искусстве тем не менее не разрушает реалистических основ его художественного видения. С 1921 г. начинает участвовать в выставках. С 1923 г. художник осуществляет поездки по Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу, Сибири, что имеет огромное значение в его творческом становлении. Он пробует себя в разных техниках и жанрах: от графики и плаката до масштабных живописных полотен, работает также художником в различных театрах Сибири и Узбекистана.

В 1934 г. он окончательно переезжает в Ташкент, где и протекает его дальнейшая творческая жизнь. К этому времени Уфимцев уже сложившийся художник. В автобиографии 1935 г. он пишет: «Что осталось у меня найденным после всех исканий? Немало. Импрессионизм научил цвету. Футуризм – быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм – бодрость и здоровье. Но работа над собой не кончена. Учеба продолжается. Мои профессора – жизнь и зритель».

С середины 30-х гг. Уфимцев ведет обширную работу по организации выставок и их обсуждений, организовывает творческие бригады с выездами на новостройки пятилетки, принимает активное участие в создании Союза художников Узбекистана. В 1940 г. он избирается его председателем, в 1944 г. ему присвоено звание народного художника УзССР. Уфимцев первым в живописи Узбекистана освоил историко-революционный жанр и добился в этой области желаемой эмоционально-активной действенности художественного языка.

В 50-е гг. художник много работает в жанре натюрморта и пейзажа, после зарубежных поездок 1959-1961 гг. создает серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». Уфимцев постоянный участник выставок художников Востока. В течение 1959 – 1961 гг. в Ташкенте состоялись три его персональных выставки. В 1964 г., незадолго до смерти, художник передал в дар г. Ангрену свои работы, которые явились основой экспозиции галереи, названной его именем. В канун 1965 г. Уфимцева не стало.

Вторая мировая война рассеяла европейских художников на большие расстояния. Много славных имен оказалось в Центральной Азии, в Узбекистане. Линия фронта словно приблизилась к черте города, вызывая горячий всплеск патриотических чувств к огромному пространству трагического противостояния. «Ташкент — город тыла и фронта», «Помни заветы предков», «Женщины Узбекистана! Будем достойны ленинградских сестер!», «Ты не сирота» — идейно-художественная направленность экспозиций объединялась с республиканскими и всесоюзными выставками лучших произведений, созданных в годы Второй мировой войны, разных жанров. Изысканные офорты Александра Постеля (р. 1904), украинского художника из Одессы, вписываются в опоэтизированное восприятие Ташкента. Тихая лирика А. Постеля — чинара, сквер, обращается к светлым чувствам; добавляя лирическую характеристику города, содержит и горький привкус военных лет.

Александр Борисович Постель был «типичным представителем советского народа»: пролетарское происхождение (сын портного), раннее сиротство, с 13 лет — работа, а по вечерам учеба в реальном училище. В 16 лет — красноармеец, а уже через полгода, благодаря заботам комиссара дивизии, — студент-художник. А дальше, как и должно было быть в это время, — пафос «строителя нового мира», романтика борьбы, хорошие друзья, но главное — замечательный учитель и талантливый художник Теофил Борисович Фраерман, в живописный класс которого посчастливилось попасть. И еще одна «судьбоносная» удача — на графическом факультете преподавал один из лучших тогда в Украине офортистов В.Х. Заузе…

Из статьи  «В пространстве внутренней свободы»
Галины  Богуславской

www.migdal.ru/times

Шистер А.Н. Выставка произведений заслуженного деятеля искусств УССР Александра Борисовича Постеля. Каталог. Одесса , 1974г.

Творчество живописца и графика Александра Борисовича Постеля (р.1904) глубоко индивидуально. Он работает как в жанре пейзажа, так и в жанрах портрета и натюрморта. Первый период его творчества связан с тем периодом, когда художник жил в Узбекистане. В Узбекистане не только возмужало живописное мастерство Постеля, но и окончательно определилось творческое лицо художника как мастера офорта. Его обращение к офорту вовсе не означало отказа от живописи. Офорт стал практически ее продолжением. В Узбекистане Постель награвировал свою наиболее крупную серию листов под общим названием «Узбекистан».
www.alib.ru/

Здесь так же позволю себе небольшое отступление от текста автора.

Хочу отметить, что важное место в жизни города  занимал замечательный живописец и педагог Петров Владимир Митрофанович.  Владимир Митрофанович безустанно фиксировал наиболее значимые места города на своих импрессионистских полотнах. Эти полотна притягивают к себе.  Разглядывая их, невольно сравниваешь Ташкент далёких 50-х — 60-х  и нынешний Ташкент.

Петров Владимир Митрофанович (1920 — 1997гг.)

Родился в 1920 году в деревне Сергиевка Астраханской области. С десяти лет, оставшись без родителей, воспитывался в детском доме.
В 1939 закончил Астраханское, художественное училище, где обучался под руководством Павла Власова, который в свое время был учителем таких выдающихся русских художников, как Б. Кустодиев, Фешин, Горюшкин-Сорокопудов, Курилко, Чуйков.

В ноябре 1939 был призван в ряды Красной Армии.
С 1941 по 1945 воевал в Великой отечественной войне.
В ноябре 1945 был демобилизован из армии и поступил на 2-ой курс Латвийской Государственной Академии Искусств.

В 1949 блестяще защитил дипломную работу и начал преподавать рисунок и живопись в Художественном училище в Узбекистане.  77 лет жизни, из них почти пятьдесят активной работы, годы творческого поиска художника-живописца и педагога.  В течении 37 лет Петров В. М. преподавал рисунок, живопись и композицию в Ташкентском художественном училище.
Умер художник в Ташкенте в 1997 году.

Начиная с 1949 года, был участником многочисленных всесоюзных и международных, художественных выставок.

3-курс занимался на сцене, там у Петрова Владимира Митрофановича учились Л.Леонтьев, Г.Чиганов, А. Циглинцев Федор Потехин и др. Что было интересно: все, что говорилось на сцене, слышали все три курса, как в театре. Тут мы впервые услышали от В.М.Петрова: «Живопись – это цветовые отношения», «умейте видеть теплое и холодное в натуре и переносить это в живопись…

Из воспоминаний Вениамина Акудина . Сайт Benkovci.uz.

Старый Ташкент, зима. Первушка. 1950

Что бы прочесть названия полотен, выставленных ниже, необходимо навести на них курсор.

Урда. На Анхоре. 03.04.2012

Ташкент, улица Пушкина, май 1959

Ташкент, бывшая улица Пушкина, 30 марта 2012

Фотографии полотен Петрова  Владимир Митрофановича взяты с сайта www.artnow.ru

Конечно же,   Ташкент  до 1966 года неразрывно связан с творчеством замечательного художника и педагога Виктора Петровича Соседова.

Виктор Петрович Соседов (1929 — 1990гг.)

Виктор Петрович Соседов родился 1929году  в Саратовской губернии  в крестьянской семье.  С 30-м году семья Соседовых перебирается в Ташкент.  Учился в РСХУ им. Бехзада, В Ленинградском Высшем художественно – прикладном училище им. Мухиной. После окончания  отделения  монументально-декоративной живописи училища работал в Ленинграде. В 1959 г. возвращается в Ташкент.

Тесно общался с Ч. Ахмаровым и У.Тансыкбаевым. С Уралом Тансыкбаевым часто выезжал на этюды. В начале 60-х  в Ташкенте  вращался в кругу известных ныне художников: Н.Шин, В.Ничаев, В.Жмакин, И.Енин, Т.Оганесов, Н.Пак.  Вся жизнь и творчество этого художника была связана с преподавательской деятельностью в Ташкентском театрально-художественном институте.

В.Соседов — Чиланзар. 1960

Коррективы времени — в социально-общественных изменениях, в стихийных бедствиях, в динамике эпохальных продвижений отформовывали  брутальную  нежность живописцев, скульпторов, графиков, плакатистов в подходе к образному развитию, что резко в качественном отношении проявляется с 1960-х гг.

Ташкент 1966-го, Ташкент — город контрастов сохранял свою примечательную индивидуальность. Архитектурно-строительное преображение столицы обволакивалось дымкой одомашненного прошлого.  Ажурные решетки балкончиков, декоративные волюты и каннелюры пилонов провинциального модерна долго сосуществовали со зданиями из новых строительных материалов.

Город словно слабо сопротивлялся под натиском, напоминал об интимности чувствования живого организма.

Нарушится ли его взаимодействие с художником? Город не подчинялся, а подчинял себе. Неразлучный дуэт перешел в приглушенный диалог, поиск себя в огромном городе, когда вдруг понимается, что он жив, и это органическое создание ведет художника и вовлекает, открываясь ему привлекательными чертами.

Город поглощал самого себя. Работали челюсти экскаваторов, открывались зевом котлованы будущих строений. Означали ли приметы, что вскоре мы вступим в незнакомый город? Над этим не задумывались. Корневища запрокинутых над свежими рвами-ранами деревьев и зеленые листочки еще живых веток разговаривали языком ташкентских улиц и дворов. Город кишел, вывернув нутро сносимых строений базарчиками-барахолками раскрытого быта выселившихся на улицу людей из аварийных домов. Таков был центр города, но разрушение и стройка наподобие эпидемии коснулись всего города, предоставив свободу архитектурно-строительным экспериментам.

В творчестве художников неосознанно отразился этот процесс сопротивления, сочувственное переживание насилию над сложившимся. Их деятельное внимание словно предохраняло от наступления голой новизны. Усиливаются мотивы быта, жизни людей. Валентин Фадеев (1912 — 1990), известный в качестве портретиста, погружается в ритм народного бытия; нескончаемы в этот период его ташкентские базары, люди — земледельцы и ремесленники, ослики и арбы, сведенные в многофигурные жанровые композиции.

ФАДЕЕВ Валентин Александрович (1912 — 1990)

Живописец. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в пос. Кетмень-Тюбе. В 1933-1938 гг. учился в Ташкентском художественном техникуме у А. Волкова, М. Курзина, А. Николаева. Жил, работал и умер в Ташкенте.
Автор жанровых полотен на темы истории и современности. Мастер портретов — картин, в которых проявилось знание художника народной жизни. Его портретные образы предельно убедительны, остро -характерны, без пафоса и этнографизма раскрывают подлинные народные типажи.
Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.

Свой сад, свои плодовые рощи, где автор наблюдает животворный круговорот природы, находит Гораций Чернухин (р. 1931) в черте Ташкента. Сад там, где строится ТЭС, где пролагают метро, а в новом корпусе расположилось бюро по ремонту холодильников. Он их не видит, он пишет старый сад, воссоздавая частично по фрагментам. В 1940-е гг. там были огороды Союза художников, сад Усто Ширина Мурадова и загородная дача Вадима Ледогорова, художник об этом может не знать, — помнит добрая земля. Он пишет содружество деревьев, и сады Г. Чернухина вписываются в его «Поэму о земле». Пиршество красок, техническая виртуозность и — праздник! Сейчас следов сада нет, но в образе Ташкента он присутствует холстами живописца.

Гораций Чернухин (р. 1931)

Живописец. Родился 1931 г. в Самаре (Россия). В 40-е годы обучался в Куйбышевкой художественной студии. В 1947-1955гг. продолжил учёбу в Туркестанском художественном училище. В 1963г. окончил ТТХИ. До конца 1990-х гг. жил и работал в Ташкенте.  В настоящее время проживает в г.Самара (Россия).

Гораций Чернухин. Деревья в облаках.

Гораций Чернухин. Миндаль цветёт. 1956

Николай Карахан (1900 — 1970) в каждодневную утреннюю прогулку набирает с собой маленькие листки бумаги, фломастеры, и ручка-самописка — в нагрудном кармане. Он рисует свое всегдашнее — золотую осень, в две краски — голубая и желтая. Часто Н. Карахану на выставкомах и худсоветах предлагали изменить одинаковое название своих картин. Он упорствовал: «Как — что? — Золотая осень!». Вот и сейчас он ведет свой припев и в Ташкенте строительного размаха рисует чарующие кущи, образовавшие пухлые папки с графикой последних лет его жизни.

Ритуальная поступь в поисках своих мотивов не была отторжением художников от города, а являлась одним из проявлений привязанности к нему.

Продолжение.


 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *