Художники и Ташкент Ч.4
Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье Риммы Еремян «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство) №1 ,№2 от 2010г.. Первые две части смотреть здесьЧ.1, здесь Ч.2 и здесь Ч.3.
Небольшое отступление от текста автора.
Несомненно, в когорту художников эпохи становления узбекской школы живописи, эпохи Волкова, Новикова, Курзина, входил Уфимцев Виктор Иванович.
Уфимцев Виктор Иванович (1899-1964 гг.)
В.И. Уфимцев родился в 1899 г. в с. Барнеевка на Южном Урале. После окончания в 1917 году Омского коммерческого училища поступает учиться на курсы рисования и живописи, окончив их в 1919 г. С этого времени начинается активная творческая деятельность В.И.Уфимцева. В начале творческого пути под влиянием Д. Бурлюка, который в то время находился в Омске с творческими выступлениями, Уфимцев увлекается футуризмом и со своими единомышленниками образуют группу «Червонная тройка» (по аналогии со столичным «Бубновым валетом»). В 1920 г. работает в клубе Красной Армии и участвует в поездках на агитпароходе «111 Интернационал», что помогает ему в выработке своей творческой позиции.
Увлечение футуризмом и другими новейшими течениями в искусстве тем не менее не разрушает реалистических основ его художественного видения. С 1921 г. начинает участвовать в выставках. С 1923 г. художник осуществляет поездки по Средней Азии, Дальнему Востоку, Кавказу, Сибири, что имеет огромное значение в его творческом становлении. Он пробует себя в разных техниках и жанрах: от графики и плаката до масштабных живописных полотен, работает также художником в различных театрах Сибири и Узбекистана.
В 1934 г. он окончательно переезжает в Ташкент, где и протекает его дальнейшая творческая жизнь. К этому времени Уфимцев уже сложившийся художник. В автобиографии 1935 г. он пишет: «Что осталось у меня найденным после всех исканий? Немало. Импрессионизм научил цвету. Футуризм – быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм – бодрость и здоровье. Но работа над собой не кончена. Учеба продолжается. Мои профессора – жизнь и зритель».
С середины 30-х гг. Уфимцев ведет обширную работу по организации выставок и их обсуждений, организовывает творческие бригады с выездами на новостройки пятилетки, принимает активное участие в создании Союза художников Узбекистана. В 1940 г. он избирается его председателем, в 1944 г. ему присвоено звание народного художника УзССР. Уфимцев первым в живописи Узбекистана освоил историко-революционный жанр и добился в этой области желаемой эмоционально-активной действенности художественного языка.
В 50-е гг. художник много работает в жанре натюрморта и пейзажа, после зарубежных поездок 1959-1961 гг. создает серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». Уфимцев постоянный участник выставок художников Востока. В течение 1959 – 1961 гг. в Ташкенте состоялись три его персональных выставки. В 1964 г., незадолго до смерти, художник передал в дар г. Ангрену свои работы, которые явились основой экспозиции галереи, названной его именем. В канун 1965 г. Уфимцева не стало.
Вторая мировая война рассеяла европейских художников на большие расстояния. Много славных имен оказалось в Центральной Азии, в Узбекистане. Линия фронта словно приблизилась к черте города, вызывая горячий всплеск патриотических чувств к огромному пространству трагического противостояния. «Ташкент — город тыла и фронта», «Помни заветы предков», «Женщины Узбекистана! Будем достойны ленинградских сестер!», «Ты не сирота» — идейно-художественная направленность экспозиций объединялась с республиканскими и всесоюзными выставками лучших произведений, созданных в годы Второй мировой войны, разных жанров. Изысканные офорты Александра Постеля (р. 1904), украинского художника из Одессы, вписываются в опоэтизированное восприятие Ташкента. Тихая лирика А. Постеля — чинара, сквер, обращается к светлым чувствам; добавляя лирическую характеристику города, содержит и горький привкус военных лет.
Александр Борисович Постель был «типичным представителем советского народа»: пролетарское происхождение (сын портного), раннее сиротство, с 13 лет — работа, а по вечерам учеба в реальном училище. В 16 лет — красноармеец, а уже через полгода, благодаря заботам комиссара дивизии, — студент-художник. А дальше, как и должно было быть в это время, — пафос «строителя нового мира», романтика борьбы, хорошие друзья, но главное — замечательный учитель и талантливый художник Теофил Борисович Фраерман, в живописный класс которого посчастливилось попасть. И еще одна «судьбоносная» удача — на графическом факультете преподавал один из лучших тогда в Украине офортистов В.Х. Заузе…
Из статьи «В пространстве внутренней свободы»
Галины Богуславской
Шистер А.Н. Выставка произведений заслуженного деятеля искусств УССР Александра Борисовича Постеля. Каталог. Одесса , 1974г.
Творчество живописца и графика Александра Борисовича Постеля (р.1904) глубоко индивидуально. Он работает как в жанре пейзажа, так и в жанрах портрета и натюрморта. Первый период его творчества связан с тем периодом, когда художник жил в Узбекистане. В Узбекистане не только возмужало живописное мастерство Постеля, но и окончательно определилось творческое лицо художника как мастера офорта. Его обращение к офорту вовсе не означало отказа от живописи. Офорт стал практически ее продолжением. В Узбекистане Постель награвировал свою наиболее крупную серию листов под общим названием «Узбекистан».
www.alib.ru/
Здесь так же позволю себе небольшое отступление от текста автора.
Хочу отметить, что важное место в жизни города занимал замечательный живописец и педагог Петров Владимир Митрофанович. Владимир Митрофанович безустанно фиксировал наиболее значимые места города на своих импрессионистских полотнах. Эти полотна притягивают к себе. Разглядывая их, невольно сравниваешь Ташкент далёких 50-х — 60-х и нынешний Ташкент.
Петров Владимир Митрофанович (1920 — 1997гг.)
Родился в 1920 году в деревне Сергиевка Астраханской области. С десяти лет, оставшись без родителей, воспитывался в детском доме.
В 1939 закончил Астраханское, художественное училище, где обучался под руководством Павла Власова, который в свое время был учителем таких выдающихся русских художников, как Б. Кустодиев, Фешин, Горюшкин-Сорокопудов, Курилко, Чуйков.В ноябре 1939 был призван в ряды Красной Армии.
С 1941 по 1945 воевал в Великой отечественной войне.
В ноябре 1945 был демобилизован из армии и поступил на 2-ой курс Латвийской Государственной Академии Искусств.В 1949 блестяще защитил дипломную работу и начал преподавать рисунок и живопись в Художественном училище в Узбекистане. 77 лет жизни, из них почти пятьдесят активной работы, годы творческого поиска художника-живописца и педагога. В течении 37 лет Петров В. М. преподавал рисунок, живопись и композицию в Ташкентском художественном училище.
Умер художник в Ташкенте в 1997 году.Начиная с 1949 года, был участником многочисленных всесоюзных и международных, художественных выставок.
3-курс занимался на сцене, там у Петрова Владимира Митрофановича учились Л.Леонтьев, Г.Чиганов, А. Циглинцев Федор Потехин и др. Что было интересно: все, что говорилось на сцене, слышали все три курса, как в театре. Тут мы впервые услышали от В.М.Петрова: «Живопись – это цветовые отношения», «умейте видеть теплое и холодное в натуре и переносить это в живопись…
Из воспоминаний Вениамина Акудина . Сайт Benkovci.uz.
Что бы прочесть названия полотен, выставленных ниже, необходимо навести на них курсор.
Фотографии полотен Петрова Владимир Митрофановича взяты с сайта www.artnow.ru
Конечно же, Ташкент до 1966 года неразрывно связан с творчеством замечательного художника и педагога Виктора Петровича Соседова.
Виктор Петрович Соседов (1929 — 1990гг.)
Виктор Петрович Соседов родился 1929году в Саратовской губернии в крестьянской семье. С 30-м году семья Соседовых перебирается в Ташкент. Учился в РСХУ им. Бехзада, В Ленинградском Высшем художественно – прикладном училище им. Мухиной. После окончания отделения монументально-декоративной живописи училища работал в Ленинграде. В 1959 г. возвращается в Ташкент.
Тесно общался с Ч. Ахмаровым и У.Тансыкбаевым. С Уралом Тансыкбаевым часто выезжал на этюды. В начале 60-х в Ташкенте вращался в кругу известных ныне художников: Н.Шин, В.Ничаев, В.Жмакин, И.Енин, Т.Оганесов, Н.Пак. Вся жизнь и творчество этого художника была связана с преподавательской деятельностью в Ташкентском театрально-художественном институте.
Коррективы времени — в социально-общественных изменениях, в стихийных бедствиях, в динамике эпохальных продвижений отформовывали брутальную нежность живописцев, скульпторов, графиков, плакатистов в подходе к образному развитию, что резко в качественном отношении проявляется с 1960-х гг.
Ташкент 1966-го, Ташкент — город контрастов сохранял свою примечательную индивидуальность. Архитектурно-строительное преображение столицы обволакивалось дымкой одомашненного прошлого. Ажурные решетки балкончиков, декоративные волюты и каннелюры пилонов провинциального модерна долго сосуществовали со зданиями из новых строительных материалов.
Город словно слабо сопротивлялся под натиском, напоминал об интимности чувствования живого организма.
Нарушится ли его взаимодействие с художником? Город не подчинялся, а подчинял себе. Неразлучный дуэт перешел в приглушенный диалог, поиск себя в огромном городе, когда вдруг понимается, что он жив, и это органическое создание ведет художника и вовлекает, открываясь ему привлекательными чертами.
Город поглощал самого себя. Работали челюсти экскаваторов, открывались зевом котлованы будущих строений. Означали ли приметы, что вскоре мы вступим в незнакомый город? Над этим не задумывались. Корневища запрокинутых над свежими рвами-ранами деревьев и зеленые листочки еще живых веток разговаривали языком ташкентских улиц и дворов. Город кишел, вывернув нутро сносимых строений базарчиками-барахолками раскрытого быта выселившихся на улицу людей из аварийных домов. Таков был центр города, но разрушение и стройка наподобие эпидемии коснулись всего города, предоставив свободу архитектурно-строительным экспериментам.
В творчестве художников неосознанно отразился этот процесс сопротивления, сочувственное переживание насилию над сложившимся. Их деятельное внимание словно предохраняло от наступления голой новизны. Усиливаются мотивы быта, жизни людей. Валентин Фадеев (1912 — 1990), известный в качестве портретиста, погружается в ритм народного бытия; нескончаемы в этот период его ташкентские базары, люди — земледельцы и ремесленники, ослики и арбы, сведенные в многофигурные жанровые композиции.
ФАДЕЕВ Валентин Александрович (1912 — 1990)
Живописец. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в пос. Кетмень-Тюбе. В 1933-1938 гг. учился в Ташкентском художественном техникуме у А. Волкова, М. Курзина, А. Николаева. Жил, работал и умер в Ташкенте.
Автор жанровых полотен на темы истории и современности. Мастер портретов — картин, в которых проявилось знание художника народной жизни. Его портретные образы предельно убедительны, остро -характерны, без пафоса и этнографизма раскрывают подлинные народные типажи.
Произведения представлены в музейных собраниях Узбекистана.
Свой сад, свои плодовые рощи, где автор наблюдает животворный круговорот природы, находит Гораций Чернухин (р. 1931) в черте Ташкента. Сад там, где строится ТЭС, где пролагают метро, а в новом корпусе расположилось бюро по ремонту холодильников. Он их не видит, он пишет старый сад, воссоздавая частично по фрагментам. В 1940-е гг. там были огороды Союза художников, сад Усто Ширина Мурадова и загородная дача Вадима Ледогорова, художник об этом может не знать, — помнит добрая земля. Он пишет содружество деревьев, и сады Г. Чернухина вписываются в его «Поэму о земле». Пиршество красок, техническая виртуозность и — праздник! Сейчас следов сада нет, но в образе Ташкента он присутствует холстами живописца.
Гораций Чернухин (р. 1931)
Живописец. Родился 1931 г. в Самаре (Россия). В 40-е годы обучался в Куйбышевкой художественной студии. В 1947-1955гг. продолжил учёбу в Туркестанском художественном училище. В 1963г. окончил ТТХИ. До конца 1990-х гг. жил и работал в Ташкенте. В настоящее время проживает в г.Самара (Россия).
Николай Карахан (1900 — 1970) в каждодневную утреннюю прогулку набирает с собой маленькие листки бумаги, фломастеры, и ручка-самописка — в нагрудном кармане. Он рисует свое всегдашнее — золотую осень, в две краски — голубая и желтая. Часто Н. Карахану на выставкомах и худсоветах предлагали изменить одинаковое название своих картин. Он упорствовал: «Как — что? — Золотая осень!». Вот и сейчас он ведет свой припев и в Ташкенте строительного размаха рисует чарующие кущи, образовавшие пухлые папки с графикой последних лет его жизни.
Ритуальная поступь в поисках своих мотивов не была отторжением художников от города, а являлась одним из проявлений привязанности к нему.
krasivoe rodnoe..