Художники и Ташкент Ч.5
Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье Риммы Еремян «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство) №1 ,№2 от 2010г.. Первые 4 части смотреть здесьЧ.1, здесь Ч.2 , здесь Ч.3. и здесь Ч.4.
Удивительно, но найти произведения старых мастеров кисти куда проще, чем найти произведения молодых — современников. Продолжение следующих частей поста «Художники и Ташкент» тормозится из-за того, что не все работы, упомянутые Риммой Еримян в своей статье, удаётся найти.
Небольшое отступление от статьи.
Гуляев Вадим Николаевич (1890—1943)
В рассматриваемой статье Риммы Варшамовны Еремян «Ташкент и его художники» есть один рисунок пастелью, принадлежащий удивительной судьбы человеку — художнику Гуляеву Вадим Николаевичу.
Кто он? Он — художник в широком смысле этого слова, и не только по профессии.
В.Гуляев родился в 1890 г. в городе Барнауле Алтайского края. Деликатный и немногословный, Вадим Николаевич был одержим «бесом» сатиры, что прорывалось в кpугy близких ему людей актерскими костюмированными постановками, каскадом острот во время застолья или в эпистолярном жанре и графических набросках. Да и взглянуть на его портрет: это затишье стреноженной силы. В Узбекистан В.Гуляев впервые попал после окончания фельдшерской школы при мобилизации в армию в годы первой мировой войны. В 1915 г. служил в Катта-Кургане, в 1916 г. был переведен в Самарканд. С 1926 г. В.Гуляев постоянно живет в Узбекистане. Он — один из инициаторов создания в Ташкенте художественного объединения «Мастера нового Востока», в составе которого были М.Курзин, А.Волков, А.Николаев (Усто Мумин), В.Маркова, М. Гайдукевич и др…
…В.Гуляев коллекционировал живопись и рисунки. В разнообразии имен художников, картины которых приобретай В.Гуляев, сказались точки пересечения дорог Гуляева-студента, Гуляева-путешественника, Гуляева-художника. Редкие произведения А.Явленского и Д.Бурлюка, плакаты В.Маяковского и М.Черемныха попали к нему буквально «из первых рук», а после смерти Вадима Николаевича были приобретены Государственным музеем искусств Узбекистана у его вдовы.
Его арестовали в Москве во время работы над оформлением павильонов Средней Азии ВСХВ, предъявив политическое обвинение по ложному доносу. По этому же делу проходили А.Конобеев из Глав искусство, Усто Мумин и др…
В.Н.Гуляев умер в 1943 г. в Туринске Свердловской области.
Более подробно статью Риммы Еремян «Рельеф памяти» можно прочитать на сайте artchive.ru
В черту Ташкента входил 54-й разъезд. Конечная остановка, дальше автобусы не ходили. Развалы котлованов и бетонные остовы медленно осваиваемых земель составили унылый пейзаж для художников, получивших прописку в блочных сборках, и послужили импульсом к обновлению увиденного некогда и пережитого. Откуда черпает вдохновение художник, — таинство, которое могут пояснить только избравшие тернистый путь творчества. Драматизм перелагается в бережное раскрытие сюжетов о хрупкости всего живого. Девочка с чайкой, чердачное окно с видением юной пары, Дон Кихот в гравюрах Камиля Губайдуллина (р. 1949) — взволнованная образность чуткого современника.
Отступление от текста
Камиль Губайдуллин (р. 1949)
Камиль Губайдуллин родился в г. Ишимбай Республики Башкиртостан (бывшая Башкирская АССР) в 1949 году. Там же получил своё первое художественное образование в студии Ивана Михайловича Павлова.
Продолжать учёбу поехал в Ташкент. После окончания Ташкентского художественного училища имени Павла Бенькова. Камиль Губайдуллин, как он сам говорит, принципиально не стал поступать в институт, хотя направление у него было. Он решил сначала отслужить в армии. Поехал в город Ургенч, устроился на работу в Хорезмский областной музыкально-драматический театр имени Огахи помощником главного художника. А после армии работал в Государственном академическом театре драмы имени Хамзы в Ташкенте.
Ныне Камиль Губайдуллин график, живописец. Заслуженный художник Республики Башкортостан (1997г.). Автор серии офортов «Арал» (1978-81гг.); цикл живописных картин «Жернова» (1985-88гг.), «По Аралу» (1977-81гг.). Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (1997г.). Живёт в г.Ишимбае.
Город прирастал окраинами, да и сейчас художники Ташкентской области не выделяются в отдельное понятие, а хорошо вписываются в экспозиционный ряд ташкентского коллектива: Бахтиер Обидов (Зенги-Ата), Кучкар Акбаров (Янги-Юль), Борис Лим (Кибрай), Амир Халиков (Чарвак). Сегодняшний ташкентец Сейран Куртджемиль (р. 1967) пишет «Дождь в городе моего детства» — Янги-Юль так, что образ вполне соотносится с уголками Ташкента. Они образуют серию: еще дождь, в другой композиции ноябрь, в третьей — люди птицы и люди-стрекозы. Город мечты и город утрат. Тоска, порожденная городом, поглощается тоской по городу. Редкий колористический дар С. Куртджемиля, яркое воображение и темперамент живописца доводят восторг до мифа, до сказочного преображения.
С конца 1960-х гг. дальнейшее развитие изоискусства дает много художественных решений личного порядка, при которых обнаженность авторской индивидуальности превосходит, волнующе преображая историческую событийность. При необычайной количественной множественности образа нашего города прорисовывается тема «Ташкент художников». В нее вписываются городские пейзажи, жанровые сцены, фантазии на тему города, натюрморты и интерьеры, лица знакомых и незнакомых, натурщицы ателье…
Значительны ташкентские автопортреты. Как правило, они чрезвычайно серьезны, наполнены дыханием большого города. Взволнованная торжественность присутствует в произведениях приверженцев этого жанра «Автопортрет с Ван-Гогом» Е. Мельникова, «Время» В. Бурмакина, «Автопортрет с вечерней звездой» Ю. Стрельникова, «Двое на пороге» Ш. Абдурашидова, «Экологический автопортрет» А. Пономарева, «Автопортрет на лошади» Г. Громовой, работах О. Сениной, М. Тохтаева, прощальном с Узбекистаном автопортрете уехавшего из республики И. Рубина.
Двое на пороге. Ш.Абдурашидов Автопортрет на лошади. Г.Громова
Напряженность художественного содержания многоречива: сосредоточенность на дальней высокой мысли, мотив ответственного существования и мотив прощания, мотив личного одиночества в большом городе и выход в мир. Джавлон Умарбеков (р. 1946) в автопортрете «Отражение» синтезирует урбанистические частности в целое, преломленное сознанием художника. Используется прием отражения в стеклах узнаваемых высотных зданий Ташкента. Издательская башня, башня Телецентра и другие отражения сосредоточены вокруг древней скульптуры южного Узбекистана головы кушанского принца, определяя идею о взаимосвязи времен и культур, об истоках и конкретности мироощущения современного художника.
Отступление от текста.
Вил Паршин 1927 г.р.
Паршин Вил Семенович (1927 г.р.) – график. Родился в Ташкенте. Учился в Республиканском художественном училище (1944-1949) у П.Гана, в Вильнюсском художественном институте (1951-1957) у И.Кузминскиса. Преподавал в ТТХИ им. А.Н.Островского. Работы находятся в ГМИ Узбекистана, музее искусств Каракалпакии.
В многообразии возможностей предстала графика: сказалась мобильность технического воплощения линогравюры и литографии. Исторические ретроспективы и картины современной жизни от частных, бытовых сцен до событий вселенского масштаба развернули в эстампе Вил Паршин, Медат Кагаров, Марат Садыков, Лариса Даватц и др. Графика звучала в унисон пульсирующей действительности. «Ташкентский репортаж», «Ташкент. Землетрясение», «Автобиография», «Земля — Космос» — серии художественных отображений несли оптимистическую ноту.
Серия Л. Даватц (р. 1937) «Человек» по мотивам поэзии Уолта Уитмена выделялся необходимой призывностью к единению:
— «Земля, разве этого мало?…
— Allons! Кто бы ты ни был, выходи, и пойдем вдвоем!…
— Allons! Сквозь восстанья и войны!…
— Камарадо, я даю тебе руку!…»
Отступление от текста
ДАВАТЦ Лариса Иосифовна- 1937.
ДАВАТЦ Лариса Иосифовна родилась 3 ноября 1937года в Китае. С 1972г. работала в Республиканском художественном училище на Отделение живописи и педагогики преподавателем по художественной графике. В 90-х гг. эмигрировала в США.
Скудная информация о преподавателе РХУ им. П.Бенькова.
Старшее поколение помнит рассказы и повести Николая Носова. Такие сборники частенько выходили и в издательствах детской литературы союзных республик тогдашнего СССР. Такой сборник рассказов и повестей был издан в 1988г. издательством «Юлдузча» (Звёздочка). Художником оформителем этого сборника была Даватц Лариса Иосифовна.
Н. Носов
Фантазёры
Ташкент: Юлдузча, 1988 г.
Тираж: 600000 экз.
ISBN: 5-8250-0054-2
Тип обложки: твёрдая
Формат: 84×108/32 (130×200 мм)
Страниц: 304
Описание:
Художник Л. Даватц.
В то же время как раз графика, эстамп и рисунок, с ее исчерпывающей документальностью, синхронностью публицистике сегодняшнего дня приблизила этап обобщения образа Ташкента. Выдвигается тезис «Мой Ташкент», не раз вводимый в название произведений. Триптих «Мой Ташкент» (1983) Александра Ли (р. 1941) не потерял своей образности и сейчас. Листы «Детство», «Пейзаж», «Горе», образованные литографической техникой, решала инструментовка в две краски, белую и черную. Интонационное варьирование художниками тональных возможностей графического искусства наполняло темпом каждое личное выступление в очерк неразрывности с родным городом.
Произведения «на заданную тему» разного уровня. Многие из них относятся к той стороне творчества, которую отличает тонкий ненавязчивый вкус, превосходная техника исполнения. Есть и такие, что носят познавательный, документальный характер. Иные сохранили дух официального заказа. Но всех их объединяет неподдельный интерес к теме и плодотворный поиск интонационных решений. Конечно, изобразительное искусство Узбекистана отзывалось всеобщим интересом мировой, европейской культуры, но в процесс движения искусства ташкентская образность внесла свою долю.
Неуклонно сохранялась и получила четкое обозначение линия «Дом и мир». Она составляла и продолжает составлять важную часть образа города, менявшего свой облик, и во многих случаях — формирование художнического сознания.
Ак-тепе — Кязим Эминов, Геннадий Моисеев, Константин Богодухов, Георгий Ткачев, Борис Токмин, Надежда Ким, Римма Гаглоева… Прозвучало шутливое восклицание: «Не перемещается ли центр художественного творчества на Ак-тепе?!». Тем временем множились участки многоквартирных поселений художников, образуя секторы и ульи трудяг с мольбертами, печами для обжига керамики, с кайло скульпторов в руках. Многие композиции, которые ошибочно можно принять за пленэрные, созданы в интерьерах новых Домов художников. Они пишут цветы и цветущие дворы — подоконники и столы, заставленные охапками цветов.
Эминов Кязим (1928 — 1976)
Живописец. Родился в Алуште, в Крыму. С 1949 года жил в Узбекистане.
Рисовал с детских лет. В 1949 г. поступил в Самаркандское художественное училишс, которое вскоре перевели в Ташкент. В 1953 г. окончил РХУ по классу живописи.
Учился у педагогов П. В. Гана, А. А. Пузырсвича, Ч. Ахмарова и О. Татевосяна. Преподавал в ТГПИ.
Автор романтических пейзажей, жанровых композиций на темы труда и портретов, выполненных в реалистических традициях. В 2008 году памятная выставка произведений художника состоялась на его родине — в Крыму, в Бахчисарае.
Произведения представлены в музейных коллекциях Узбекистана и Симферополя.
Этюд. Аю-Даг. К.Эминов Ласточка. К.Эминов
***
Моисеев Геннадий — (1935- 1981)
Моисеев Геннадий Васильевич (1935 г.р.) Узбекистанский художник. Учился у советского живописца Е.Моисеенко. Преподавал в республиканском художественном училище им.Бенькова. Член Союза художников. Участник республиканских и всесоюзных выставок.
***
Константин Богодухов (1917-1990)
Живописец. Родился в 1917 г. в с. Воздвиженка Куйбышевской области (Россия). Учился в Республиканском художественном училище (1934-1938гг.).
Известный мастер пейзажного жанра. Работал в традициях реалистической живописи.
Произведения находятся в музейных собраниях Узбекистана.
Умер в Ташкенте в 1990 г.
Ак-Тепинская зима. Цветёт урюк
***
Борис Токмин (1933 — 2001)
Борис Токмин родился в Усть-Каменогорске (Казахстан). После окончания Республиканского художественного училища имени П. Бенькова учился в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Островского (1972г). В его творчестве важное место занимали портреты, пейзажи, жанровые композиции. Б. Токмин был не только талантливым живописцем, но и замечательным педагогом. На протяжении многих лет преподавал в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова.
***
Римма Гаглоева — 1940г.р.
Римма Гаглоева родилась и выросла в Южной Осетии. С шестого класса кружок изобразительного искусства Цхинвальского дома пионеров. Окончив школу, Римма поступила в Цхинвальское художественное училище, где её обучали Борис Санакоев и Григорий Котаев. В 1962 году окончила Цхинвальское художественное училище им. М. Туганова. Xудожественное образование продолжилав Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Островского у профессора В. А. Рытфина. После окончания института Римма Гаглоева преподаёт спецпредметы в театрально-художественном институте в Ташкенте.
С 1971 года – член Союза художников Южной Осетии, с 1997 года – член Творческого объединения Академии художеств Узбекистана. С конца 60-х годов – постоянный участник художественных выставок в Узбекистане и за рубежом, в том числе персональных выставок во Владикавказе, в Софии, а также Москве и Берне.
Осенние хлопоты. Разговор.
Бухара. Богуслан.
«Перелески» Инны Васильевой (р. 1939) рождены наблюдательностью чуткого художника. Хорошо знакомая с географией Евразии автор воссоединяет личное созерцание с сопричастностью ташкентским улицам, дворам и интерьерам. «А если по дороге куст…», «Где жить удоду?» пронизывает тревожное чувство, а натюрморты округлых букетов подобны цветочной планете, когда в малом, «в чашечке цветка», видится отражение глобальных проблем.
Где жить удоду Дом в котором не живут.
Анвар Мирсагатов (р. 1939) пишет с одной точки зрения, с той, что открывает для него с утра угол двора. Пишет неустанно и в повторяемости композиции с кустом роз, виноградником чаще всего заснеженного сада нет назойливости, а повтор сходен с затвердением утренней молитвы. Пейзажи А. Мирсагатова образуют многоярусную экспозицию, с порога его террасы открывается авторский слог: с чего начинается Родина. Пейзажи родного двора смыкаются с монументальными горными ландшафтами Мирсагатова, которые возможно объединить под названием одной из его картин «Мирный день Родины».
Анхор. Ташкент. Анвар Мирсагатов. Пейзаж Гилана.Анвар Мирсагатов.
***
Искандар Вохидов (р. 1940)
Если брать постоянство мотива и способ интерпретации высокого чувства преданности, то Искандар Вохидов (р. 1940) относится к той же категории художников. Но его прием представляет как бы аверс к реверсу. Он применяет дальнюю перспективу, обзор масштабен, строения утопают в кронах деревьев, образующих сплошной заслон («Наш Чиланзар»). Автор не дает волю открытой взволнованности. Выстроенная линейность квартальных планировок переходит в прямизну рисунка и кудрявится в ветвистых и лиственных образованиях. Иногда он применяет на бумаге светлые подкладки — розовые, голубые, охристые, сочетая с коричневыми и черными подвижками. Большая часть рисунков по исполнительскому приему приближается к редкой и нераспространенной (ввиду ее дефицита) технике серебряного карандаша. Часть композиций переведена в литографию…
Римма Еремян
Художник Лариса Да Ватц эмигрировала не в США. Она в США просто бывала. Живёт, работает, выставляется она в Великобритании, в Лондоне. И, как раз сегодня мы идём к неё на выставку в посольство Узбекистана в Лондоне.