ПОЭЗИЯ СВЕТА и ТЕНИ — альбом фотографий фото-художников Узбекистана
В 2001 году на средства гранта, предоставленного Владимиру Соколову Институтом Открытое Общество Фондом Содействия Узбекистан, был издан альбом «Поэзия света и тени» (Фото-искусство современного Узбекистана). В этом альбоме представлены чёрно-белые фото-работы известных фото-художников Узбекистана.
Интересно посмотреть на работы 14-летней давности таких фото-художников, как Владимир Соколов, Виктор Вяткин, Виктор Ан, Умида Ахмедова, Владимир Жирнов, Эрнест Куртвелиев и т.д.
Привожу выдержки из вступительного текста к Альбому Юрия Подпоренко, а так же по 2 – 4 фото-работы каждого автора, представленные в альбоме.
ПОЭЗИЯ. ЖИЗНЬ. СВЕТ. ТЕНИ
Собранные в альбоме работы и их не только фотографирующие, но и размышляющие авторы достаточно провокативны, чтобы индуцировать размышления о сущностных свойствах искусства вообще и особенностях фото-искусства, в частности.
…фото-искусство, думаю, начинается там и тогда, где и когда человек, фото-художник замахивается на самое-самое главное, на процесс жизни, выхватывая, выкусывая из него сгусточек духовной материи и помещая его в резервацию плоскости. В беседах с героями альбома возникало, как правило, различение оперативной, жанровой съемки и постановочной, за которой кто-то как бы подразумевал более основательную причастность к искусству, поэзии. Хотя, строго говоря, сам процесс рождения, вынашивания и реализации замысла, имея в анамнезе все приметы искусства-ремесла, еще не гарантирует возникновения искусства как живого пульсирующего поэтического образа. Равно-велико сложно, как «сгустить» мгновение, выхватив его в потоке времени и растянув его до процесса жизни в оперативной съемке, так и соединить в трепетное целое фрагменты осознанно творимого и формируемого пространства в постановочной фотографии.
…в определении профессионализма в фото-искусстве, как и в искусстве вообще, пожалуй, самое существенное значение имеет способность к рефлексии, смене внутренней позиции, возможность, обуздав самолюбие, обсуждать с коллегами по художественной сфере результаты собственного и чужого творческого труда.
Сегодня, когда множество иллюстрированных изданий набито технически превосходными цветными фотографиями, альбом «Поэзия света и тени» манифестно черно-бел. И хотя здесь не обошлось без уловки практицизма — расходы по многоцветной типографской печати по-прежнему в несколько раз превышают затраты на одноцветную, — главное, все-таки не в этом.
Состоявшееся к нынешнему времени разложение сферы фотографии на цветную и черно-белую фактически знаменовало собой важнейший этап развития фото-искусства. Суть его — в стабилизации на основе сочетания двух взаимодополняющих друг друга начал: поискового, эвристического, берущего на себя роль локомотива, и массового, обращающегося к людям на наиболее доступном языке реальных образов. Дихотомия авангарда и поп-арта в фото-искусстве выражена предельно наглядно — оппозицией свето-теневого осмысленного аскетизма и многоцветной всеядности. То есть, думаю, в фото-искусстве роль черно-белой фотографии по отношению к цветной не может и не должна быть сведена к соотношению графики и живописи в изобразительном искусстве. Как ни парадоксально, газетная периодика, выходящая, в соответствии с состоянием типографской отрасли в Узбекистане, в основном в одноцветном режиме, объективно способствует тому, что здесь и сейчас остается востребованной черно-белая оперативная фотография и сохраняется какая-то потенция для подпитки и развития фото-искусства.
Юрий ПОДПОРЕНКО
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.