Художники и Ташкент Ч.3 и неизвестное полотно Усто Мумина?

Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство)  №1 ,№2 от 2010г..  Первые две части смотреть  здесьЧ.1  и  здесь Ч.2.  

Наперёд сообщу, что на меня вышел один интересный человек, который утверждает, что у него имеется полотно Александра Николаева (Усто Мумина), которое, до сих пор, ни где не выставлялось. В настоящее время это полотно проходит экспертизу.  А в впрочем, читайте и смотрите.

К важнейшим примерам образного Ташкента относятся: «Старый мазар» А. Волкова, «Улица» и «Ремесленники старого Ташкента» М. Курзина, «Улица в старом Туркестане» М. Новикова, «Любимая песня» и «Дворик с бельем» Б. Хамдами, «Улица в Ташкенте» Х. Рахимова, «Чайхана на Шейхантауре» Л. Насреддинова, «Первомайская улица» и «Тахтапуль» В. Рождественского, «Солар» У. Тансыкбаева, «Голубые тополя» Н. Карахана, «Ак-тепе» Г. Шевякова, «Чор-Су строится» А. Читкаускаса, «Рынок Чор-Су» Г. Чернухина, «Идут на той» К. Чепракова, «Мавзолей Абу-Кефаль-Шаши» Б. Котлова, «Мосты Ташкента» А. Мирзаева, «30 видов Ташкента» Д. Умарбекова, «Ташкент. Землетрясение» М. Кагарова, «Восточнее Ташкента» А. Пономарева, «Абадиет» А. Нуриддинова, «Завтра Навруз» и «Перед землетрясением» А. Турдыева.

«Старый мазар» и «Мазар»  А. Волкова

Выкладываю фотографии , которые удалось найти в оцифрованном виде.  Сохраняю последовательность повествования и в зрительном ряде.

Улица в Ташкенте. Хикмат Рахимов.

Любимая мелодия. Б.Хандами                                Улица в Ташкенте.  Х. Рахимов

Чайхона над хаузом. Л.Насреддинов               Первомайская улица. В.Рождественнский

Солар. Урал Тансыкбаев                                        Солар. Николай Каахан

        Четкаускас Альгимантас Пависос _ Чорсу строится _ 1931

Весна в Ташкенте.  Г.Р.Шевяков                      Чорсу строится. Четкаускас А. П.

    

 Чорсу.  Гораций Чернухин.                                    Мосты.  Мирзаев Алишер Т. 1977

Но в разговоре о творчестве, быть может, все-таки нет малых величин, всегда ощутима жизнь сопутствующих и чьи-то нереализованные надежды, прошедшие в событийности так, как ведет главный караванщик — Время.

Журнал «SAN`AT» всегда уделял большое внимание творческому наследию, и сейчас невозможно обойти имена старейших художников по той причине, что они образуют мощный фундамент ташкентской изобразительной летописи. У каждого художника были свои излюбленные уголки в городе. Для Н. Карахана это был старый район Беш-Агач, о котором он всегда вспоминал с умилительной нежностью. И сейчас в произведениях манит красочность пейзажа с мостиком и женской фигурой, обязательные для Н. Карахана деревья, их расцвеченные желтизной зеленые купы. Да и жил Н. Карахан по адресу «Улица Одиннадцати тополей».

КАРАХАН Николай Георгиевич (1900-1970)

Живописец, график.

Родился 5 ноября 1900 (село Нихичеваник, Нагорный Карабах).

Учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте (1919–1921) у А. В. Исупова и С. П. Юдина.

В 1921 призван на военную службу, но продолжал работать как художник.Жил в Ташкенте. Работал как пейзажист, портретист, писал картины на темы быта, труда, индустриализации в Узбекистане. Испытал влияние Р. Р. Фалька и А. Н. Волкова; был близок к У. Тансыкбаеву, М. И. Курзину.

С 1928 — участник выставок. Член и экспонент Ташкентского филиала АХРР (с 1928). Провел персональные выставки в Ташкенте (1960, 1965).

Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925–1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934–1941).

За свою деятельность был удостоен звания народного художника Узбекской ССР. В 1981 в Ташкенте состоялась ретроспективная выставка художника.

Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте; одной из наиболее значительных коллекций работ Карахана обладает Государственный музей искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).

www.artinvestment.ru

Этюды Н.Карахана из ГИИУз

Николай Карахан. Женщины. 1923Николай Карахан. В гости. 1937Николай Карахан. Лунная ночьНиколай Карахан.Улочка. 1944

Выстраивался Ташкент Курзина, Волкова, Новикова. Творимый художниками Ташкент, — Ташкент реальности и воображения, Ташкент личной привязанности и чувственно обостренных переживаний. Пожилые художники вспоминали, как в годы учебы их водили на этюды А. Волков и М. Курзин к Анхору и еще помнили чайханы и курильни, где был повар с китайской косой. Там написаны некоторые композиции Волкова с «караванами у чайханы» и «чайники в нишах» (выражение А. Н. Волкова), соседствующие с курильщиком кальяна; синие кубофутуристические пейзажи Курзина и его же горбоносые типажи кузнецов Ташкента.

КУРЗИН Михаил Иванович (1888-1957)

Михаил Иванович Курзин родился в 1888 году в Барнауле. Художественное образование получил в Казанском училище. С 1908 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе К.Коровина. В 1916 году был мобилизован на фронт.

По окончанию войны становится деятельным членом Алтайского художественного общества в Барнауле. В 1919 году художник совершил поездку в Китай,по возвращению из которой выполнил в технике автотрафарета серию работ «Китайский театр». В начале 1920-х годов Курзин преподавал во ВХУТЕМАСе технологию материалов, а также работал вместе с Маяковским в окнах РОСТАФ. Именно он научил РОСТА технике автотрафарета.  В 1923 году художник отправляется в длительное путешествие по городам Крыма, Кавказа и Средней Азии, которое завершится в 1926 году в Ташкенте.

В 1927 году Курзин входит в творческую группировку «Мастера Нового Востока», а в 1929 году становится председателем Ассоциации работников ИЗО в Ташкенте. Тот, кто тесно сотрудничал с Курзиным, часто становился объектом его резких открытых высказываний, мастер не признавал компромиссов.

Неудивительно, что он первым из объединения «Мастера Нового Востока» был арестован в 1936 году и сослан в Сибирь, где не имел возможности работать. После освобождения в 1946 Михаил Курзин был отправлен на поселение в Бухару, без права посещения Ташкента. В этом же, 1946 году его принимают в Союз советских художников Узбекистана, однако спустя два года арестовывают и ссылают в Сибирь, еще на восемь лет. Предлогом для ареста на сей раз стал несанкционированный приезд художника в Ташкент. Михаил Иванович Курзин умер 1 мая 1957 года.

www.artinvestment.ru

М.Курзин. В чайхане. 1930

М.Курзин.. В чайхане-2.1930

     М.Курзин. Анхор М.Курзин.

Волковские караваны у чайханы

А.Н.Волков. Караван у чайханы. 1927

А.Волков. Чайхана.1936

После натурного освоения в классах развитие творчества в художественных студиях и мастерских начиналось ташкентскими пейзажами. Они уходили «далеко» — на реку Солар, за мост Первушина, в сады Чиланзара. Ремень этюдника на плечо и — в поход, они оказывались там, куда спустя несколько лет сдвинулись центральные районы. Выходы на этюды непосредственно связаны с ташкентскими улицами: город — сплошное сочетание рукотворного и природного — сохранил неисчерпаемые возможности образного претворения.

Ташкент — столичный, официоза и праздников — и Ташкент, сосредоточенный на заботах будней, — он разный и тот же, овеянный поэзией, город. «Ташкентский дневник» составят произведения многих художников, и картины Максима Новикова (1886 — 1982) представят его «страницы». Почерк М. Новикова возвращает внимание к русской пейзажной живописи XIX в., верным последователем которой он был. Узнаваемость городских мотивов привела к тому, что имя М. Новикова десятилетиями ассоциировалось с двумя его известными произведениями: «Зима в Туркестане» и «Весна в Ташкенте», отодвинув надолго подлинное достоинство его творчества. Реалистическая правдивость мотивов и классическая методика живописи варьировались художником в зависимости от замысла. Преобладает рассеянный свет, но и «Караван-сарай», и «Угол рынка с верблюдами», и «Обувная фабрика» написаны в Ташкенте.

Новиков Максим Евстафьевич (1886 — 1982 )

  Новиков М.Е.Живописец, график. В 1907–1910 учился в Киевском Художественном училище. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской пейзажной живописи у Н. Н. Дубовского (1910/1911–1916); окончил со званием художника.  В первые годы после революции писал в основном пейзажные этюды.

С 1920 жил в Узбекистане. Работал как пейзажист, создавал картины на темы советского быта и индустриализации. В 1926 выступил одним из организаторов Ташкентского филиала АХРР (просуществовал до апреля 1930); вместе с И.Казаковым и Н.Рыковым преподавал в студии, открывшейся при Ташкентском филиале АХРР.  В конце 1930-х — начале 1940-х побывал на строительстве Большого Ферганского канала. Участвовал в выставке «Общины художников» (1917), Весенней выставке в залах ИАХ (1918), 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919) в Петрограде, АХРР (1928) в Ташкенте.
Провел персональную выставку в Ташкенте (1958), посвященную 70-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности (издан каталог: Т., 1959).

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном музее искусств Узбекистана, коллекции Национального банка Узбекистана.

www.artinvestment.ru

Зима в Туркестане. Максим Новиков. 1927

Новиков Максим Евстафьевич. Ташкент. Весна . 1962

Zima Novikov ME. 1940h gg

Новиков М.Е. _ Ташкент. В близ Анхора. 1962

Школу И. С. Казакова и М. Е. Новикова проходит Константин Чернышов. Хорошо построенные, уравновешенные пейзажи К. Чернышова — Ташкент будней. В квадрат холста изразцовой выкладкой масляных красок вписывается мечеть, колесо арбы, дерево и люди. 1920-е гг., — в спокойствии картины художником уловлено неизменное, он придал содержанию замедленность времени.

О Константине Чернышове ни чего в интернете не нашёл.

Александр Николаев (Усто Мумин 1897 — 1957), член ташкентской группировки «Мастера Нового Востока», не раз пытается проникнуть в тайну сухих, словно окаменевших деревьев на захоронении Шейха ан-Таура и, согласно легенде, связанных с Александром Македонским. Следуя поэтессе Е. Васильевой, которую он знакомит со старым Ташкентом, Усто Мумин называет свои композиции (рисунки и акварель) «Чинары Александра»:

«Каким мучительным пожаром

Здесь плоть Земли опалена?

Скажи, какая власть дана

Твоим Обугленным чинарам?»

(1927).

Е. Васильева, больше известная под псевдонимом Черубина де Гобриан, в Ташкенте находилась в ссылке около года и умерла в 1928 г.

Александр Николаев (Усто Мумин 1897 — 1957)

Усто Мумин (Николаев А.В.) 1897-1957 Автопортрет Usto-Mumin?

30 августа 1897 — 27 июня 1957
В 1908-1916 годах Александр Николаев учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, затем в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году посещал студию художника А.Бучкури в Воронеже.
В 1919 году продолжил художественное образование во II-х Государственных Свободных художественных мастерских у К.Малевича В Москве. В этом же году был мобилизован на фронт. После демобилизации в 1920 году Николаева отправляют в Ташкент по мандату комиссии ТуркЦИКа (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для укрепления и развития культуры и искусства в Средней Азии. Николаев был покорен Востоком. Он глубоко и серьезно изучает культуру Востока. Традиции, народный быт, народные ремесла, природа Узбекистана на протяжении всей жизни неизменно вдохновляли художника и оказали влияние на все его творчество. После принятия мусульманства художник получил новое имя Усто-Мумин, что означает – Мастер.

В своем творчестве прошел через увлечение супрематизмом (конец 1910-х — начало 1920-х), в середине 1920-х обратился к фигуративной живописи. Испытал влияние традиционного среднеазиатского искусства: книжной миниатюры, орнамента. Писал пейзажи, портреты, жанровые композиции.

Во время работы главным художником Узбекского павильона на ВСХВ (Всесоюзная Сельско-хозяйственная Выставка) в Москве в 1938 году Николаев неожиданно был арестован и заключен в тюрьму. Поначалу в тюрьме ему не разрешали заниматься живописью, что было для художника настоящей трагедией. Но уже в 1943 году Николаев получает Почетную Грамоту ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра. В последующие годы жизни А.Николаев вел активную творческую и общественную работу.

Экспонировал работы на выставке «Старый Самарканд» в Самарканде (1924, совместно с В. И. Уфимцевым), художественной выставке в Астрахани (1924), юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927), 1-й выставке картин ташкентского филиала АХРР в Ташкенте (1928) и других.
В 2006 в Ташкенте прошла ретроспективная выставка художника.

Произведения Усто-Мумина находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте и других.

www.artinvestment.ru

Nikolaev A. (Usto Mumin) - Boy with femail quail   Nikolaev A.V. (Usto Mumin) - Brideroom.

Nikolaev A.V. (Usto Mumin) - Old men and young men(Usto Mumin) - Ruler; Teacher.

Вот письмо и полотно, по-предположению, кисти Усто Мумина , которые я получил на свой почтовый адрес:

Добрый день! Меня зовут Андрей Владимироович! Моя семья владеет  этой картиной 71 год. Это единственная картина относящаяся к лагерному периоду Усто Мумина и на ней изображена единственная женщина,которую он любил- моя бабушка, Чернобровкина  Антонина… Если сравнить эту работу с его автопортретом — виден один стиль. Мне кажется,что место этой работы в государстве Узбекистан…

Портрет Чернобровкиной Антонины. Usto Mumin

Несколько слов о менее известном художнике, ташкентском представителе русской академической школы Борисе Пестинском (1903 — 1943). Он окончил Петербургскую Академию художеств, но имел вторую специальность: зоолога-герпетолога. Оказавшись волею судеб в Узбекистане, Б. Пестинский работал по второй специальности, постепенно выходя из безвестности на выставки и педагогом в изостудии. Узбекистан отражен в прекрасной цветной графике степных пейзажей и характерных портретов. В ташкентских пейзажах преобладают речные мотивы с кронами деревьев, решенных в красках чистой зелени, возможно, напоминавших автору о родном Петербурге.

Борис Владимирович Пестинский, герпетолог и художник, руководил изостудией в ташкентском Дворце пионеров. Вадим Моисеевич Смирин получил у Пестинского первые «азы» в области художественного рисования.
В. А. Ватагина, как и Б. В. Пестинского, В. М. Смирин считал своими учителями.
В 1975 г. вышел из печати справочник-определитель “Млекопитающие СССР” с цветными таблицами всех видов фауны бывшего Советского Союза, созданными В.М.Смириным. http://www.proza.ru/2010/11/28/1703

 Продолжение.

комментариев 7
  • Лариса:

    Спасибо огромное! Превосходная работа!

  • Спасибо, Лариса. Очень приятно, когда работу, которую ты делаешь, оценивают положительно.)))

  • Айдын Гударзи-Наджафов:

    Классный сайт…

  • Виктор:

    Спасибо за обзор.Я думаю стоит вспомнить и современных Ташкентских художников К примеру Зенина Евгения http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=2482

  • Николай:

    Спасибо за обзор! Могу прислать для включения в обзор фото некоторых работ Б.В. Пестинского.

  • Николай, присылайте. Включу в обзор.

  • Анна:

    Спасибо, Умар! С интересом прочла обзор. В нашем музее волею судеб оказались стекла 1920-х-1930-х гг, снятые в Самарканде, Бухаре каким-то инженером-строителем(реставратором?) На стеклах в том числе оказались работы Усто Муминова.Не поможете нам определиться, кто же автор этих стекол.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *