Художники и Ташкент Ч.6
Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье Риммы Еремян «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство) №1 ,№2 от 2010г.. Первые 5 частей можно посмотреть здесьЧ.1, здесь Ч.2 , здесь Ч.3. , здесь Ч.4. и Здесь Ч5.
…Город менялся и менялся ускоренно. Стоит оглянуться на изобразительную летопись его. Исчезали густые заросли кустарников и деревьев, поглощались новостройками рощицы урюковых деревьев, поднимавшиеся на небольших плато за дувалами дворов. Преданием стали случаи, когда к испуганным купальщикам на речке с поросших зеленью берегов доносился голос человека с этюдником: «Не бойтесь меня! Я — художник Волков!» или то же… — Карахан!
Ташкент прирастал окраинами. Множилось число художников. Растворяясь в городе, они завоевывали его, подчиняя остановленными мгновениями на картонах, бумаге, холстах. Просительный тон пишущего на натуре «не бойтесь меня» сменился повелительным — человека, владеющего ситуацией и осознающего ценностное прикосновение кисти. Так было в случае, когда, балуясь, прохожие дергали ветки, осыпая друг друга хлопьями недавнего снегопада, как вдруг вверху распахнулось окно и повелительный голос прокатился в морозном воздухе: «Я — художник Чарыев! Пишу картину! Вы мне мешаете!».
Й. Турсунназаров. «Ок сарой». Х., м. 2000 Зимних сюжетов, расширяющих ташкентскую тематику живописно-пластическими решениями, у Рузы Чарыева (1931 — 2004), имя которого сразу вызывает в памяти жаркие краски, немало: «Наша улица», «Выпал снег», «Утро Роксаны»; тогда же созданы «Зимний натюрморт» и «Зимний автопортрет».
Й. Турсунназаров
***
Небольшое отступление от текста.
Рузы Чарыев (28.08.1931 — 18.02.2004)
Рузы Чарыев родился в 1931 году в кишлаке Пашхурт Шерабадского района Сурхандарьинской области. Учился в Институте изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры имени И.Репина в Ленинграде (ныне Санкт Петербург).
Рузы Чарыев создавал образы людей труда. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры, тружеников села. Многие из его работ хранятся в музеях и галереях России, Индии, Италии, США, Франции, Швеции и других стран. Рузы Чарыев был одним из немногих Узбекских художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом.
Рузы Чарыев много лет работал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Он поддерживал талантливую молодежь морально и материально. Некоторые его ученики жили у него дома.
***
Икрам Бахрамов (р. 1944)
Икрам Бахрамов (р. 1944) родился в селе Катартал, сейчас это — одна из главных улиц Чиланзарского района Ташкента. Она сохранила поэтическое название, означающее в переводе «строчка тала» («ряд деревьев ивы»). Спокойствие вечера — светильник, птица, нарождающийся месяц; благость дня — живописно решенные клубы пыли, поднятые стадом овец, женщина за дойкой коровы, ведра, вспаханная земля. В патриархальных сценах присутствует постоянство памяти и бережно пишется сердечной мукой. Опытный жанрист и портретист И. Бахрамов часто использует в сюжетах интерьеры глинобитных домов, в чьей тишине птица в клетке или в руке обитателя, саманные стены подсвечены старинной лампадой, человек идет, словно прокрадываясь из боязни нарушить тишину вечера, — мотив высвобождает потаенную нежность художника.
***
М. Тохтаев. «Мир, где рождаются легенды». Х., м. 1978 Оставались постоянные точки притяжения: Шейхантаур, Урда, Воскресный рынок, плюс позже на его месте, — площадь с фонтаном и Театр оперы и балета.
***
Давно переехало с Шейхантаура художественное училище. Улицу Навои постепенно осваивали киностудия, издательства, телецентр, учебные и проектные институты.
Определилась новая магистраль. На Шейхантауре оставалась чайхана. Постаревшие художники собирались в ней на свой «мальчишник», похохатывали, не чувствуя груза прожитых лет. Там написаны замечательные акварельные листы Григория Шевякова (1905 — 1982) «Ясени на Шейхантауре». Их много. Они входят в Ташкент Г. Шевякова, и его Ташкент многоцветный, полнокровный, радостный. В них есть все — весна, цветение и нежная зелень деревьев, насыщенные краски осени, котлованы города, его новостройки, когда города нет, но он будет в красочном обещании художника. Ташкент Шевякова — отдельная состоятельная глава Ташкентской изобразительности. Он любит большие листы, где много воздуха и возможности разбежаться кисти в передаче акварельных оттенков.
Небольшое отступление от текста.
Григорий Шевяков (1905 — 1982)
Скудная информация в Интернете о Шевякове Григорий Романовиче. Нашёл всего 3 графические (акварель) работы.
22.08.2013г. получил письмо от Казимова Юрия Ивановича из Санкт-Петербурга, который прислал дополнительную информацию о Шевякове Григорий Романовиче. Вставляю её без купюр.
—Направляю Вам имеющуюся у меня информацию о художнике ШЕВЯКОВЕ
ШЕВЯКОВ ГРИГОРИЙ РОМАНОВИЧ
(1905 г Ташкент .-1982 г. Ташкент)
1923 г.- 1927 г. Обучался на живописном факультете во ВХУТЕИН — ЛВХТИ
Присвоено звание художника живописца
Печатная техника : литография
Кандидат в члены ЛОССХ до 1941 года Утвержден членом ЛССХ с 1941года
В 1936 году сотрудничал с Кабинетом графики НИИ ВАХ
1939 г.- 1940 г .участвовал в выпусках первых 3-х плакатов «Боевого карандаша»:
После 1942 г. проживал в Ташкенте
График
Казимов Юрий Иванович. Санкт-Петербург.
1905.1.29 Дипломная работа в ВАХ «Защита паровоза». Учился на живописном факультете Всероссийской Академии Художеств, присвоено звание художника-живописца.
***
Это был их город… Они ходят по трассе памятных лет. От Урды вглубь снимал дом в махалле Укчи (махалля стрелочников) В. Уфимцев под жилье и для работы; вправо — Молочный мост, так же в махалле жили М. Курзин и В. Гуляев. Тогда это был действительно старый нетронутый город, разве что портреты новых вождей и плакаты в чайхане. На Урде художники рисуют мост через Анхор, переводя потом свои зарисовки в другой материал. «Урдинский мост» известен в литографиях А. Ошейко и В. Кайдалова, в акварелях и пастели Г. Шевякова, гуаши К. Чепракова.
Г. Кодиров. «Юнус-Абад». Х., м. 1998. Анхор — сквозной мотив. Произведения 1920 — 1950-х гг. дополняются работами следующих десятилетий. На Анхор придет вынашивать свою идею Адылбек Бабаджанов (р. 1955). «Времена года» составят четыре холста с одной композицией и разным цветовым, сезонным, выражением: река, ива — маджнунтал и лодка. Течет река, течет время. А. Бабаджанов — один из первых ташкентских художников захочет воссоединить уроки наблюдательности китайской живописи на шелке и пластику миниатюры через видение современного художника.
Г. Кодиров.
***
Адылбек Бабаджанов (р. 1955)
Это был их город… Они набрасывают крыши и окна домов, его деревья, прохожих, трамвайные пути; заполняют альбомные листы, клочки бумаги и обертки, которые были в руках на покупках из гастронома. Рождался нескончаемый ташкентский репортаж. Рисовали Р. Левицкий, А. Читкаускас, К. Назаров, А. Венедиктов, Л. Абдуллаев, С. Мальт, В. Кедрин, В. Кайдалов, Д. Синицкий, А. Назыров, Г. Шевяков, В. Будаев… В газетах и журналах появлялись рубрики ташкентских набросков.
Магистраль Навои пишут К. Чепраков, Г. Шевяков, Г. Шполянский. Пока они отображают так, что обнаруживается стремление подчеркнуть естественность вхождения новых примет в жизнь города. Романтика новизны определится позднее в творчестве художников 1970-х гг. В добротной фиксации Григория Шполянского (1914 — 1974) тщательно прописана перспектива улицы, образующие ее дома, круглые фонари освещения; частая композиция — улица, омытая дождем, блики луж на асфальте. Дождливый день лишен пасмурности, легкий тон академической живописи близок гризайли.
А. Юнусов. «Летний дворик». Х., м. 1976. Купол мавзолея Абу-Кефаль-Шаши венчает ту часть города, которая привлекает К. Чепракова и Б. Котлова. Район их интересов лежит позади Чор-Су. Они не пишут рынок со множеством людей и его изобилие, — избирают улицы позади медресе Кукельдаш. Передать особенности ташкентского облика без внешних этнографических примет — трудная задача.
Пейзажи Бориса Котлова (1923 — 1966) значительный фрагмент искусства Узбекистана. Среди них большие, выдержанные в цвете картины города. Их автор стремится к цветовой и предметной собранности. Может быть, по этой причине оба художника предпочитают темперу. Быстрая в исполнительской законченности, она дает сочетание прозрачного света и прочности. Превалирует голос стен глинобитных строений махалли, дышит живописная охристая плоскость.
Художники не чувствуют себя чужими в этих кварталах, в улицах, где рождаются их образы. Мотивы Старого города с памятниками и без них безлюдны, но наполнены ощущением человеческого бытия. Картины Константина Чепракова (1907 — 1972), как правило, включают только одну или две-три фигуры аксакалов. Художественную содержательность отличает добродушие в дружелюбном видении живописца. «Ремесленники Ташкента» не повторяют одноименные произведения коллег К. Чепракова. Большие холсты разгружены от деталей, главенствует образ мастера, погруженного в работу. Образ сводится к типическим чертам и пластическим решениям, близок цветному контуру.
Небольшое отступление от текста.
Константин Чепраков (1907 — 1972)
Константин Павлович Чепраков (1907-1972) — один из лучших графиков Узбекистана. Народный художник УзССР.
Окончил Одесскую рисовальную школу, Ташкентскую изостудию у А. Н. Волкова (1938 г). Выезжал на строительство ферганского канала, Чирчикского химического комбината (1940-1945гг), и делал там прекрасные рисунки, акварели.
Работал совместно с А. Н. Волковым, С. Мальтом, Л. Бурэ, Рождественским В. Его произведения отличаются глубоким ощущением прекрасного в природе и людях, особым изяществом, соединяют способности графика и живописца. Создал пейзажное панно для фойе театра оперы и балета им. Навои. В работах чувствуется национальный уклад жизни. Ему присуща прозрачная, лёгкая манера письма.
Работы находятся в музее искусств Узбекистана, в галерее Национального банка Узбекистана, в частных коллекциях.
С. Филькельштейн. Декоративная композиция. 1920-е гг. Долгим был путь до Ташкента для Софьи Финкельштейн (1904 — 1988). Позади — Бессарабия, Бельгия — Брюссельская Академия декоративного искусства. Переезд в Россию нового образования, в Москву, состоялся в 1930-х, дальше перед войной — Азия. После долгих мытарств — сначала Бука (Ташкентская область), затем Ташкент в части Старого города. Бельгийские работы С. Финкельштейн — супрематические, и позднее, в эскизах для текстильных комбинатов, она сохраняет прием геометрической абстракции. Ташкентские — филигранно отделанные карандашом пейзажи с подцветкой акварелью. Графит в оттушевке старинного приема применялся ею и в ранней графике.
Известный мастер оригинального стиля в книжной графике Георгий Соколов (1907 — 1960) оказался в России и позднее, с 1952 г., — в Ташкенте после выезда русских художников из Китая, состоявшегося в 1949 г. «Дорожка в саду» написана в Ташкенте. В станковых произведениях Г. Соколов обращается к масляным краскам. Желтизна листопада и каменистая бурая кладка дорожки, вписанные в квадрат холста, выполнены художником с позиции реализма.
Зимние пейзажи с фигурами написаны Павлом Ганом (1894 — 1967) в переулках близ Госпитального рынка, где он проживал со своим многочисленным семейством. У сыновей они являются предметом поклонения: перед отцом, его живописным мастерством, перед уютной добротностью мотивов. Это школа русской художественной традиции, из нее они вышли, и духовное наполнение из этого источника не прекратится никогда. Сыновья старого Гана, на глазах которых происходило не одно архитектурное крушение, — художники-монументалисты. В основе их мастерства лежит конструктивизм, о чем и П. В. Ган знал не понаслышке. Они видят и пишут город по-иному: Виктор Ган (р. 1947) «Ночь» (холст, масло). Ташкентские сюжеты Арнольда Гана (1928 — 1999) образуют группы рисунков с подгруппами «Чайхана. Голубые купола», «Игра в шахматы», «Дастархан», «Бой перепелов», «Вдоль Анхора», «Гап» («Разговор») со множеством типажных и психологических характеристик городских жителей.
Небольшое отступление от текста.
Павел Викторович Ган (1894 — 1967) жудожник-живописец, известный педагог , пейзажист, один из основателей школы живописи в Узбекистане, приехал с семьёй в начале 1935г. Он входил в плеяду таких художников, как М.Курзин, А.Волков, В.Рождественский, В.Уфимцев, А.Подковыров.
П.Ган учился в Академии художественно-промышленного искусства им. Барона А.Штиглица в С.-Петербурге с 1912-1914гг, а затем в училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве, закончив его с серебряной медалью в 1917 году. Его учителями были: К.Коровин, А.Васнецов, Л.Пастернак. Приехав в Ташкент, П.Ган много лет преподавал в РХУ им. П.Бенькова с 1936-1957гг. П.Ган был прекрасным педагогом, которого до сих помнит старшее поколение художников. У него учились такие художники, как Р.Ахмедов, Т.Оганесов, И.Лимаков, Л.Резников, В.Мурахвер и многие другие. Около 40-ка живописных работ, а также рисунков находятся в музее Искусств им. В.Савицкого в городе Нукусе и в Музее Искусств Узбекистана «Мираб», «Вечер в горах».
Арнольд Павлович Ган (1928-2000) — художник-монументалист, живописец, рисовальщик. Заслуженный деятель Искусств Узбекистана. Учился в РХУ им. П.Бенькова у А.Волкова и В.Уфимцева с 1943-1948гг., затем с 1948-1954гг. в ЛВХПУ им. В.Мухиной. Его педагогами были — Е. Белашова, Дейнека, В.Мухина, В.Фаворский. Преподавал в РХУ с 1955-1962гг. Был первым главным художником города Ташкента. Много работал с архитекторами: Ю.Халдеевым, С.Сутягиным, Ф.Турсуновым, участвовал во всесоюзных конкурсах на монументальные памятники, в частности — на памятник на Поклонной Горе в г. Москве.
Автор и соавтор многих монументальных объектов в Узбекистане — мозаик, фресок, росписей, рельефов (ст. метро «Проспект Космонавтов» — роспись плафонов, Дворец Искусств им. А.Навои( к/т Панорамный)- роспись фойе, рельефы чайханы «Самарканд Дарбаза», театр Драмы в г. Ургенче — роспись файе — 400кв/м и др.) Его живописные работы вошли в коллекцию галереи NBU, и галереи «Замана» в Лондоне.
Виктор Павлович Ган (р.1947) — художник-монументалист, живописец, витражист, закончил РХУ им. П.Бенькова в 1966г под руководством Б.И.Токмина. Затем — в ЛВХПУ им. В.Мухиной в1974г. Его педагогами были: В.Марков, К.Митрофанов, П.Пуко. Много работал в соавторстве с братом А.Ганом (ст.м. «Проспект Космонавтов», театр Драмы в г. Ургенче и др.) Много работал в области художественного стекла и керамики. Награждён Серебряной Медалью Академии Художеств Узбекистана за керамическую композицию «Олтын Девор» в здании новой Консерватории.
Римма Еремян
Комментирование закрыто.