Художники и Ташкент Ч.7

Продолжаю тему Художники и Ташкент по статье  Риммы Еремян  «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство)  №1 ,№2 от 2010г..  Первые 6 частей можно  посмотреть  здесьЧ.1,  здесь Ч.2здесь Ч.3. ,   здесь Ч.4.,   Здесь Ч5  и  Здесь Ч6

Дистанционный забег 60-х подготовил нарастающую динамику следующего десятилетия. Эмоциональный всплеск, движение, размах социо-культурных обозрений. Земля заверчена в глобальный космический проект. Резче очерчена индивидуальность авторов, углубляется познавательная и расширяется сюжетная содержательность, заметно проявился технически смелый эксперимент. Обобщения придут позднее, приводя к картинам всеобъемлющего содержания. Так, в Ташкенте написаны «Перекресток» М. Тохтаева, «Лес категорий» С. Алибекова.

Пространственные задачи для Дж Умарбекова, М. Тохтаева, Б. Джалалова, С. Алибекова, А. Нуриддинова, Л. Ибрагимова – способ историко-культурных освоений. Акмаль Нуриддинов, Файзулла Ахмадалиев соединяют масштабность проникновенного веяния с пряностью восточного колорита.

В серии «30 видов Ташкента» Дж. Умарбекова Ташкент оживает древним городищем в холсте «Город огнепоклонников», а те же берега, овраги, водный поток канала Боз-Су, знакомые по пейзажам С. Юдина и М. Янцына, предстают в ином ключе художественного решения.

Жавлон Умарбеков — 1946г.р.

Жавлон Умарбеков – Народный художник Узбекистана, действительный член Академии художеств Киргизии и Украины, Академик Академии художеств Узбекистана, профессор, родился в 1946 году в Ташкенте. В 1966 году после окончании художественного училища в Ташкенте, поступил во ВГИК в Москве, учился у известных художников России – Народного художника СССР Юрия Пименова, Народного художника РСФСР Ивана Петровича Иванова – Вано, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Виталия Токарева.

О Жавлоне Умарбекове  много говорят и пишут. Повторять не имеет смысла. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость.

Город огнепоклонников. 1983. Ж.Умарбеков

 

Масхуд Тохтаев (1947 – 2004) выделялся стремлением проникнуть в механизм вращательных оборотов, соединить близко наблюденное с вниманием к мировым шедеврам. Вспомним его айву из узбекских садов, преобразованную в космическое тело. Опыт М. Тохтаева отличает дерзость постановок, лишенная отчуждения от современности, – безмолвная местность округло скатывается за горизонт, представляя фрагмент планеты; на золотистой, оптически выписанной поверхности прочно обоснован белый куб (кубик). «Город», – роняет автор в безмолвии мастерской. Пояснения его кратки, он демонстрирует не попавшие на выставку холсты.

Экспозиции из столицы Узбекистана помимо общесоюзной программы выставочной деятельности раскрывали свои темы. К ставшим тематически-лозунговыми определениям «Ташкент – город хлебный», «Ташкент фестивальный», «Ташкент – город мира и дружбы» добавляются «Мой дом – твой дом», «Узбекистан – наш общий дом». Выставки к юбилейным датам, посвящения древним героям и ученым, поэтам и городам, просеивались через «ташкентское сито».

Петров В.М. Ташкент. 1957. 1957г.

Крайности творческих освоений раскрыли широкую палитру ташкентского коллектива. Когда Алишер Мирзаев (р. 1948), интересуясь традициями монументальных решений, обратился к сюзане, то национальная вышивка Узбекистана открылась как нетронутая сила.

Алишер Мирзаев (р. 1948)

 МИРЗАЕВ Алишер . Народный художник Узбекистана. Родился в Ташкенте в 1948 году.Художник. Окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова в 1974 году. Член Союза художников Узбекистана.

Ташкент присутствует в сознании художников В. Акудина, Б. Бабаева, А. Юнусова, Д. Мурсалимова, Я. Салпинкиди… Список можно продолжить, превратив его в объемистый каталог имен. Попробуем остановиться на отдельных примерах. Упоминаемая в статье Надежда Ким (р. 1941) первую свою работу под названием «Лунный пейзаж в махалле» написала в городке Киргули под Ферганой. Одноименные по сходству народной архитектуры акварели она создает в Ташкенте и, будучи также художником-керамистом, повторяет их в декоративных ляганах.

А.Юнусов. Летний дворик. 1976

К приверженцам темы Ташкент – о Ташкенте – Ташкенту художников 1920 – 1930-х гг. достойно примыкают живописцы следующих десятилетий. Лев Резников (1928 – 2003) сохраняет редкую установку старой школы на многослойные масляные краски, в мастерском владении приема раскрывается их гибкость и светоносные качества. «Огни большого города. Поздний вечер» – условное обозначение произведений, написанных в центре Ташкента, там, где располагается сейчас улица Сайилгох. Импрессионистическая свежесть сложного многофигурного мотива ставит картины Л. Резникова особняком.

Лев Резников (1928 – 2003)

Резников Лев Ильич родился 1928г. в г.Ташкенте. В 1960 окончил Ташкентский Государственный Театральный институтим. Н.Островского,  отделение живописи. В своих натюрмортов и пейзажах  Л.И. Резникову удавалось найти единственно возможное сочетание отдельных компонентов и их  цветовое взаимодействие.

Портрет народного художника В.Е. Кайдалова. 1977Портрет колхозника. 1963-1

Резников Лев Ильич(1928-2003). Живописец. Член СХ. _ Белый сон _. 1976 г. www.gelos.ru-м

Перечень достижений дополняют Махмуд Ахмедов картиной «Махалля Игорчи в Ташкенте», Юрий Талдыкин «Городская оранжерея. Ташкент», Мир Хегай «Осень на Ташморе», Абдухаким Турдыев «Завтра Навруз» и «Перед землетрясением».

 Юрий  Талдыкин   (1932–2002)

Талдыкин Юрий Иванович родился в г.Кизляр , Дагистан, (Россия). Учился в г. Баку в художественной училище имени А.Азимзоде в 1950-1951гг. Выпускник художественного училища имени П.П.Бенькова 1959г. В  1965-1969гг Ю.Талдыкин продолжил дальнейшее образование в Москве, в Центральной экспериментальной высшей, художественной студии при СХ СССР.

Восточный компонент в его художестве сразу бросается в глаза. Это следствие повышенного внимания к природе, особенностям жизненного уклада, архитектурному и художественному наследию народов региона. … В его полотнах — образно-поэтическое познание Востока, его величавой природы, монументальной суровости древней архитектуры, звонкой декоративности народного искусства.
Но, глубоко погружаясь в окружающую жизнь, он очень по-русски воспринимает ее колоритность. И это чувствуется и в его чистых пейзажах, и в его пейзажно-жанровых композициях, и в его звучных натюрмортах, и в его иронически-игровых автопортретах в образе восточных персонажей. Это русский художник, человек европейского духовного склада, глубоко проникшийся миром Востока, и в этом особая интересность и привлекательность его искусства.
www.shishkin-gallery.ru

Легкая, свободно написанная композиция «Воскресный день» Имяра Мансурова (р. 1947) – натиск радости. Толпа прохожих иссечена снежинками. Ритмическая организованность мажорной живописи станет определяющей в творчестве И. Мансурова.

Даврон Мухитдинов (р. 1940) городские приметы скрадывает искусным сплавом зелени деревьев, цветущих роз и теплоты глинозема. Особенность приема, выполненного мастихином, усиливает текучая плавность женских фигур в традиционных одеждах свободного покроя. Композиции объединяются в серию «Легенда о гранатовом городе».

 Даврон Мухитдинов (р. 1940)

Мухиддинов Даврон. Живописец. Родился в Ленинабаде (Таджикистан). В 1959-1962 учился в РХУ им. Бенькова. В 1972г. окончил отделение живописи ТТХИ им. А.Н.Островского.

Фантазии на тему ночного города Улугбека Усманова (р. 1969), увиденные наблюдательностью и добрым юмором живописца, приближают к области уфологии, если бы не точный их адрес: Ташкент.

Но и у других авторов мы найдем удивительные картины посвящения. Шахноза Джамилова (р. 1958), серия полотен «Ночные шорохи»; Ахмадалиев-младший с картиной «Волчица и калитка». Древние родовые представления входят в сознание горожан-современников непреложностью традиционного уклада, утверждают важную сторону многогранного представления о Ташкенте: Дом и мир.

Джамилова Шахноза _ Ночь _ . 1988

Части произведений, обращенных к сопереживанию, свойственна скорее задумчивость элегии, чем минорная нота. В поэтизацию такого рода вписывается «Последний троллейбус» Юрия Вяльцева (р. 1964), печальный «Портрет поэта Рауфа Парфи» Шухрата Абдурашидова (1950 – 1979). Собака, бегущая вдоль глухого бетонного забора по такому же безучастно серому тротуару на дальнее зарево уходящего солнца, – тоже Ташкент: Марина Богатырева (р. 1961) «Городской пейзаж перед заходом солнца». Художническая интонация сострадательности носит множественность оттенков переживаний городских сюжетов.

Юрия Вяльцева (р. 1964)

Родился 15 октября 1964 года в рабочем посёлке МУЛЛОВКА Ульяновской области. Детство прошло под ярким солнцем Средней Азии в столице Узбекистана городе Ташкенте. Там же окончил среднюю школу им. Курчатова и изостудию народную (руководители ФРУМГАРЦ Я.Л., ЛОЖКОБАНОВ И.Д.). С 1982 по 1983 год работал на Ташкентском ювелирном заводе в отделе Главного художника. В 1987 году окончил Республиканское Художественное училище им. П. П. БЕНЬКОВА. Параллельно посещал студию ЯНИСА САЛПИНКИДИ. С 1987 по 1988 г.г. учился в Ленинградском Высшем художественном промышленном училище им. В.И. Мухиной (бывшее барона ШТИГЛИЦА) на отделении «проектирование интерьеров, выставок и реклам». В 1990 году вступил в молодёжную секцию союза художников Узбекистана. С 1991 по 1992 год работал в международной группе монументалистов на творческой даче союза художников СССР «СЕНЕЖ» по изучению энкаустической живописи под руководством ЧУБА В.И. С 1992 года является Арт-экспертом ассоциации «Искусство народов мира». В 1993 году вступил в члены союза художников Узбекистана. С 1994 года является членом московского объединения «Международный художественный фонд».

Добавим к приверженцам ташкентской темы еще несколько имен. – Постижение Григорием Зильберманом (р. 1938) шло от внешнего познания к углубленному изучению и признанию. Его отношение к новой родине хорошо раскрывается в азиатских холстах. Самарканд, Хива состоялись раньше. Сурхандарья с Байсуном шли параллельно Ташкенту, и Ташкент нарастал. Ташкентским работам придается характер развернутого автобиографического цикла. Он состоит из поступательно развиваемых сюжетов от детских лет («Ташкент – город хлебный») до обзорных аналитического плана картин широкой смысловой наполненности «Ташкенту – 2000 лет».

Григорий  Зильберман  (р. 1938)

Григорий Исакович Зильберман — живописец. Родился в 1939г. в г. Одесса. В 1958г. окончил Республиканский художественный коледж им. Бенькова художественное отделение. Учился у В,М, Петрова и А,А, Гольдрейна.  Член объединения художников Узбекистана. В 1966 году иммигрировал в Израиль.

Зильберман Г. «Ташкент – город моей любви» х.м., 84х131 см., 1982г.

Григорий Зильберман. Хлеб строго города. . 1980  Григорий Зильберман. - Щедра земля Узбекистана. 1982

Римма Еремян

Продолжение.



Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Email: *