Художники и Ташкент Ч.8
Заканчиваю тему Художники и Ташкент по статье Риммы Еремян «Ташкент и его художники», опубликованной в журнале «San’at» (Искусство) №1 ,№2 от 2010г.. Первые 7 частей можно посмотреть здесьЧ.1, здесь Ч.2 , здесь Ч.3., здесь Ч.4., Здесь Ч5, Здесь Ч6 и Здесь Ч7.
У Зайнутдина Фахрутдинова (р. 1951) аналогичные сюжеты идут по восходящей, из глубины к визуальному откровению. Свадьбы и праздники, быт закрытой части в сюжетах такие же. Иные живописные и светотеневые решения. Ташкент — столица отображен в триптихах Сагдуллы Абдуллаева (р. 1945) «Молодежь Узбекистана» и «Молодые архитекторы». Художник вдохновляется обновлением Ташкента. Герои полотен — его сверстники, современники застройки Ташкента в 1970-е гг.
Отступление от текста
Зайнутдин Фахрутдинов (р. 1951)
Живописец. Родился в 1951 г. в Ташкенте В 1971г. окончил отделение живописи РХУ, затем, в 1977г. ТТХИ. Живёт и работает в Ташкенте. Преподаёт на кафедре живописи. Автор жанровых полотен на темы истории и современности.
Сагдулла Абдуллаев (р.1945)
Живописец. Родился в 1945г. в Ташкенте. 1966г. окончил РХУ им. Бенькова. В 1966-67 гг. учился в ТТХИ им. Островского на отделении живописи. В 1973 г. закончил обучение в Ленинграде Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Народный художник Узбекистана, Академик Академии художеств Узбекистана. Препадаёт в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзода.
Но образ Ташкента будет неполным без таких произведений, как «Соло для перепелки» Мухтархана Исанова (р. 1959), «Балкон» Ларисы Даватц (р. 1937), «По улице Никитина» Татьяны Ли (р. 1965), живописных работ Йигитали Турсунназарова (р. 1941).
И. Васильева. Где жить удоду? Город берет свое, отведенное ему место, и в неуступчивости страшит зримым нарастанием. Большой город перемалывает события, переживания, чьи-то жизни. Обострилась подсознательная тяга к живой природе. В лице энтузиастов Ю. Стрельникова и Ю. Чернышова в Союзе художников Узбекистана создается экологическая секция, вылившаяся затем в программу «Художник и природа», но это не было бегством из города.
Юрий Стрельников (1937 — 1996), с его глубоким почтением к художникам старшего поколения, мечтал стать историографом движения, начав обобщения с горных походов известных мастеров 1935 — 1937-х гг. Организаторы сплотили коллектив; деятельность секции способствовала расширению пространственных задач, усилению роли пленэра в произведениях, подтвердила единство человека и природы. Создалось некое нравственное поле.
Отступление от текста
Юрий Стрельников (1937 — 1996)
Живописец, график. Родился в г. Боготоле Красноярского края (Россия). Приобщился к рисованию и живописи в Ташкенте, в изостудии Дворца пионеров у педагога Н. В. Волковой. В 1957 г. окончил отделение живописи РХУ у педагогов Р. Акбальяна и А. П. Лунева. Работал в реставрационных мастерских, преподавал в РХУ.
Вошел в искусство Узбекистана в середине 1960-х годов как график и живописец, представитель «сурового стиля».
Автор серии литографий «Идущие», впечатляющей по своему драматизму и выразительности, циклов офортов, линогравюр и рисунков, пронизанных как лиризмом, так и пафосом высокой гражданственности. Свою страсть альпиниста к миру горной природы, к человеку-покорителю вершин художник передал в живописных пейзажах и портретах.
Интересно определилась станковая живопись монументалистов Ю. Чернышова, В. Бурмакина, В. Чуба, В. Гана и их коллег. Юрий Чернышов (1944 — 2007) выстраивает вертикаль панорамного обзора столицы, сохраняя столь важные для него куски живой природы в смене времен года. Владимир Бурмакин (р. 1938) подчиняет свои впечатления смысловому лабиринту, идущему от геометрии традиционного преломления в гирихе, искусство которого он изучал у Усто Ташпулата Арсланкулова. Благодаря гириху ползучий монстр — разрастающийся город организован в пластическое целое. Представление о городе — органическом создании усилено через угольный рисунок и плотную эмалевую живопись, художественная содержательность напряжена в сокрытии лабиринта.
Отступление от текста
Юрий Чернышов (1944 — 2007)
Живописец. Родился в Ташкенте. В 1969 г. окончил РХУ, затем, в 1975 г. — отделение монументального искусства Московского высшего художес гвенно-промышленного училища (быв. Строгановского). Организатор и участник пленэров «Художник и природа».
Автор ряда крупных монументальных работ в Ташкенте. Навои и других городах Узбекистана. Монументальные и станковые работы художника объединяет ряд приемов: широкая манера письма, декоративное решение цвета, условность изобразительных мотивов.
Цветоносная пульсация характерна для полотен Флориды Гамбаровой (р. 1950). Она же преподносит скупую по цветовому набору графическую серию, посвященную городу. Конструкции очертаний жёстки, построения совершили рывок в высоту, застыв над погруженной в низине улицей. Подчиняясь конфигурации нового города, живая теплая нота скрыта. До поры, — чтобы проплыть опять светлыми, в хроматических растяжках, пронизанными созерцательным наслаждением облаками над городом.
Отступление от текста
Флориды Гамбаровой (р. 1950)
Художница. Родилась в 1959 г. г. Ташкенте. В 1974 г. закончила Ташкентский театрально-художественный институт. С 1972 года участвует во многих республиканских и всесоюзных выставках. В 2005 году присвоено звание Заслуженного работника культуры Узбекистана. Направление, в котором работает художница абстрактно-ассоциативное, фигуративное. В живописи старается использовать весь диапазон света и цвета.
Джамол Усманов. «Старый город». Х., м. 2009 Не оставляют равнодушными произведения Ю. Стрельникова «Хуш келибсиз» («Добро пожаловать»), Анвара Махкамова «Мой Восток», близкие друг другу композиции, объединившие луну, женщину и тандыр, нескольких живописцев к выставке Навруз.
Отступление от текста
Анвар Махкамов (род. в 1951 г.)
Живописец. Родился в 1951 г. в Ташкенте. В 1975 г. окончил отделение живописи РХУ и. П. Бенькова у педагогов В. Праедюка и Ивашкина. В 1977-1983 гг. учился во ВГИКе у педагогов Б. Йеменского и Б. Богданова. Живет и работает в Ташкенте. Член СХУз, участник выставок в республике и за рубежом. Автор жанровых полотен на темы истории и современности.
Распахнутые миру возникают в воздушном потоке дома Эркина Назарова (1948 — 1991), и пространство, несущее дом, где окна и двери настежь, по-своему приветливо, хотя пронзительное чувство избранности художника не покинет никогда. В просторе одухотворенного аскетичного обитания острее осознается востребованность художника. Его интуиция спасает массивный образ от хаоса нагромождений. В живопись приходит тишина. Несколько настороженная, порой медитирующая, усиливающая одухотворенное наблюдение.
Отступление от текста
Эркин Назаров (1948 — 1991)
Родился в 1948г в г.Денау Сурхандарьинской области (Узбекистана)Обучался в Душанбинском художественном училище. В 19787 году закончил ТТХИ им. Островского. Трагически погиб в 1992г.
Художники, вышедшие на простор световоздушной среды, не ставят целью показать узнаваемый Ташкент. Исходя от соприкосновения с громадой, они выходят к удивительным решениям, вплоть до мифотворчества, — Джамол Усманов (р. 1961), чей рисунок живописного рассказа «Зима» отличается особой, утонченной проникновенностью пластических соединений, и др. Оставаясь приверженцами города, С. Алибеков, Г. Кодиров, Э. Назаров, А. Турдыев творят картину мирового пространства, обручение двух миров.
Упорно сохраняется направление, являющее факт обособленного, замкнутого мира. Оно прорастает сквозь все творческие состояния, одаряя равным теплым светом массив города, вносит чувство необходимого равновесия. Положение интересно иллюстрируется двумя персональными выставками, развернутыми одновременно, в 2003 г., в смежных залах к юбилею художников — живописца Пахритдина Тахирова (1933 — 2006) и мастера резьбы по дереву Артыка Файзуллаева (р. 1933). Два разных вида искусства оппонировали друг другу в неспешном опережении, покоясь на изысканном рисунке ислими, трактующем стройность мироздания.
Отступление от текста
Пахритдин Тахиров (1933 — 2006)
Живописец. Родился в Ташкенте. В 1959 г. окончил отделение живописи РХУ им. Бенькова. Член Союза художников Узбекистана. Жил и работал в Ташкенте.
Получил известность как художник-пейзажист с ярко выраженной стилистической манерой письма. Работая в традициях реалистической школы, художник привнес в свои пейзажные полотна видение современника 60-х годов: строгость композиции, цветовую сдержанность и лирико-эпический характер. Пейзажи художника панорамны, наполнены солнечным светом, ощущением зноя азиатских просторов.
С. Куртджемиль. «Раннее утро». Х., м. 1997. Уместно употребить выражение о генетической памяти. К категориям мнемозийского толка относится творчество Зайниддина Мирзаева (р. 1949). В композициях, выросших из стен родного дома, веет теплом очага, низких саманных кибиток, стеганой курпачи, пошитой руками матери, которой фактически посвящена вся живопись художника. Часть из них построена по принципу курока, традиционного лоскутного шитья, в изобразительном варианте объединяя самостоятельные оконтуренные сюжеты на одном холсте, и «Ташкент» З. Мирзаева — один из примеров.
Отступление от текста
Зайнитдин Мирзаев (род. в 1949 г.)
Живописец. Родился в 1949 г. в г Ташкенте. В 1969 году окончил Республиканское художественное училище. С 1970 года преподавал рисунок и живопись в различных школах. Участник республиканских выставок.
Художник яркой самобытной живописной манеры, берущей начало в народном декоративно-прикладном искусстве, в частности в лоскутной технике «курок».
Большой город усиливал вечно существующее, колеблемое противостояние мечты и действительности. Художник — болевая точка противоборствующих настроений, на нем лежит поиск гармоничного взаимодействия. Город давал возможность апеллировать к широкому кругу проблем, вызывал смелые обобщения. И все же притягательным оставалось нечто, нечто неизменное.
Художник, опережающий время, и художник, сохраняющий устойчивую типологию образного мышления, — оба являются хранителями накопленного тысячелетиями опыта, подтолкнувшего их на тропу творческих переживаний. Может быть, Зайниддин Мирзаев явился тем мостиком, с помощью которого проторило дорогу обособленное явление в лице молодых живописцев, определившихся в 1980-е гг. Оно прорезало сложившуюся картину многообразного искусства Узбекистана подобно световым всполохам. Сильное озарение, неожиданное лаконизмом художественного языка, и это был не путь одиночки, а новое стилистическое проявление.
Под это проявление культуры подводится научная база, но лучше приведем слова художника С. Алибекова из его пояснения своей живописной картины «Статика динамики. Ностальгия» (1997): «Петля воспоминаний мгновенно затягивается, возвращая тебя снова и снова в устойчивую недосягаемость прошлого».
Нодир Имамов (р. 1959), Шавкат Хакимов (р. 1958), Гафур Кадыров (р. 1958), Мурад Карабаев (р. 1963), Тимур Ахмедов (р. 1968) обозначили новый порог вхождения в образность. Заявительная позиция уверенно покоилась на мастеровитости, обозначение преданности миру пленяло неотразимым сочетанием, где немного мистики, немного тайны, немного аромата роз, немного вечера сплетали пышную цветочную арку, сквозь которую возникает светлая ночь, путник в венке из васильков, говорящая птица, Биби Марьям, дочь Бури и Маргарита с картины Пиросмани. Задумчивые аллеи в их картинах вбирают лепестковую красочность. Искушенные в плане профессиональной подготовки, в одной грани своего творчества они осознанно избирают метод, отчасти близкий искусству наива, примитива, возвращая неизбывную выразительность формам начального изъяснения.
Последняя картина, которую хочется привести в параде имен, масштабная инсталляция Вячеслава Усеинова (р. 1962) «Тень от дома, которого нет». Позволим себе выделить основную и отправную ее часть — большой холст с фигуративной живописью: человек сидит в тени, состояние его отстраненное. Приводим картину не из желания привязки к теме с буквальной расшифровкой сюжета, да это и невозможно: образ неоднозначен, носит вневременной характер. Главная мысль, возникающая при встрече с холодной гаммой мерцающей живописи, — сколь ответствен художник в способе выражения исповедального размышления о преходящем. Тень неотвязного присутствия невидимого…
Римма Еремян
И ещё пару слов.
Вот и закончилась серия постов по статье Риммы Еремян «Ташкент и его художники» опубликованная в 2-х номерах журнала San’at (Искусство) за 2010г. Кому-то, возможно, понравились посты, кому-то нет. Во всяком случае, для себя я открыл много имён художников, которые жили и живут в Ташкенте, творили и творят в Ташкенте. Они, художники своей кропотливой, повседневной работой, запечатлели исторические моменты родного Ташкента.
К сожалению, не всех художников и их произведения, упомянутых Риммой Варшамовной в статье, удалось найти и показать. Особенно сложно было найти биографическую информацию и работы современных авторов.
Отсутствие фотографий, упомянутых произведений художников, я решил компенсировать другими их работами из разных источников, включая всемирную паутину под названием Интернет. По мере нахождения произведений художников, буду пополнять станицы новыми произведениями и обновлениями.
Вкратце перечислю источники.
1. Журнал San’at (Искусство) №1 ,№2 от 2010г Академии художеств Узбекистана.
2. Анталогия живописи Узбекистана.
3. Серия каталогов «100 произведений» Галереи изобразительного искусства Узбекистана Национального Банка Узбекистана.
4. Произведения фондов Государственного Музея Искусств Узбекистана.
5. Личные архивы фотографий, которые отсняты на выставках в г.Ташкент.
Курбанов Умар.
Этому поколению художников комментарии не нужны они посветили себя исcкуству……..
Спасибо Вам за тепло и силы.Столько новых,для меня, имён.Водопад эмоций.Талант, гениальность, судьбы…столько света.Спасибо.